Для проведения психолого-педагогического анализа процесса соматической реабилитации личности несовершеннолетних правонарушителей нами использовался ряд тестов: методика экспресс-диагностики ситуативной самоактуализации личности (ССЛ), адаптированный для СП опросник оценки "внешней-внутренней мотивации", тест дифференциальной самооценки функционального состояния (САН), методика Ф.Филлера оценки психологической атмосферы в коллективе. Испытуемыми служила группа подростков (14-15 лет) мужского пола (48 чел.), поступившая в СП осенью 2004 г., которая впоследствии работала в мастерских по сборке, комплектации и упаковке детских настольных игр.
Обработка и анализ полученных результатов показали, что после года работы и пребывания в СП у испытуемых понизились показатели самоактуализации в "компании уличных друзей" и сформировался относительно высокий уровень самоактуализации в условиях СП. Это означает, что испытуемые стали тяготиться "уличной компанией" (асоциально настроенными подростками), испытывать в общении с ними ненужное психическое напряжение и негативные чувства (в том числе неудовлетворенность собой), а главное — стали ощущать бессмысленность такого времяпрепровождения. Судя по всему, это связано с тем, что испытуемых "согрела" забота в СП, они увлеклись "производством", получили возможность проявить активность и развить свои способности, почувствовать себя причастными к "общему делу", добиться социально значимых успехов. Свое основное время (в том числе досуг) они стали проводить в новой компании — трудовом коллективе СП. Таким образом, можно утверждать, что предложенная испытуемым новая ситуация способствовала актуализации их базовых соматических потребностей и восстановлению позитивных тенденций развития, иначе говоря — способствовала реабилитации личности.
Проведенное исследование показало, что в процессе соматической реабилитации мотивационная сфера испытуемых заметно изменилась. Среди них выделись три группы. У одних сформировались устойчивые внутренние мотивы (в познании собственных способностей; реализации себя в продуктивной деятельности; самоутверждении посредством более качественного, по сравнению с другими, выполнения трудовых операций), которые могут служить основой их дальнейшего личностного развития. У других доминирующей стала малоперспективная, но в целом позитивная внешняя мотивация в форме материальной заинтересованности. А у третьих актуализировалась не получившая, к сожалению, полного удовлетворения потребность в восстановлении психики. Сложившаяся ситуация свидетельствовала о необходимости перехода к новому этапу — психической реабилитации, в которой нуждались все испытуемые: одни — для ускорения позитивных тенденций своего психического и социального развития, другие — для подкрепления с помощью психологических средств экономических подходов к трудовой деятельности, третьи — для более полного удовлетворения своих психических потребностей и восстановления психического статуса.
Об актуальности перехода к этапу психической реабилитации свидетельствовали также результаты обследования испытуемых по методике Ф.Филлера — оценки психологической атмосферы в коллективе. После года работы в трудовом коллективе сформировалась умеренно благоприятная психологическая атмосфера (наибольший вклад в нее внесли такие показатели, как "теплота", "дружелюбие", "продуктивность" и "успешность"). В то же время показатели, характеризующие отношение испытуемых к трудовой деятельности ("удовлетворенность", "увлеченность", "занимательность"), оказались у них слабо выраженными, что указывало на необходимость повышения их психологического статуса.
В дополнение к изложенному приведем данные проводимого ежегодно социологического анализа. Так, в течение последних лет (2003-2006 гг.) ежегодно из СП выпускалось примерно по 505—520 человек. Из них 83-88% в настоящее время продолжают свою учебу или работают, 2-3% призваны в армию, остальные 10-14% ведут неопределенный образ жизни, из них 1-2% совершили повторные правонарушения. Важно также отметить, что во время прохождения этапа соматической реабилитации никто из испытуемых экспериментальной группы не совершил новых правонарушений.
Прочие статьи:
Особенности обучения младших школьников программированию
Информатизация начального образования на современном этапе является актуальным социально-востребованным процессом, важнейшим элементом изменяющейся парадигмы начального образования.
Образовательный стандарт начальной школы пока не декларирует идею начала изучения информатики 1 сентября в 1 классе ...
Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецеп ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
Развитие дифференцированного обучения позволило выделить категорию детей, стойко не успевающих в массовой школе, но не имеющих выраженных нарушений анализаторов и существенно отличающихся от детей УО (умственная отсталость). По отношению к этой категории и употребляется термин «задержка психическо ...