Социально-психологический уровень индивидуальных особенностей

Новая педагогика » Учет индивидуальных различий учащихся в процессе преподавания в музыке » Социально-психологический уровень индивидуальных особенностей

Страница 2

Каждый урок музыки можно считать новым «музыкальным произведением» - музыкально-педагогической композицией для Индивидуальности с Культурой. Ведь одни и те же музыкальные явления, интонации, символы и приемы, из которых мы помогаем нашим ученикам ткать музыкальное сознание и строить деятельность, каждый раз помещаются в новые условия индивидуальной психической реальности. Учителю необходимо как бы растянуть свою личность, сделать ее пластичной и мобильной, чтобы не ученика подравнивать под свои индивидуальные возможности, а самому искать сопряжения с индивидуальными особенностями ребенка.

Закон изменения и управления психической реальностью (а педагог вместе с квалификацией получает психологическое право частичного совместно-разделенного управления изменениями в психической реальности своих учеников) гласит: «Присоединяйся и веди!» Значит, педагогу надо уметь свою индивидуальность смирить и впустить в свое пространство смыслы и ограничения своего ученика, стать на время им самим и тогда вместе двигаться дальше в диалоге с культурой и общественными требованиями.

Это не утопия, а необходимость, и притом, ежедневный душевный труд, который делает профессию своеобразным жречеством, служением будущему, самой возможности будущего. Но учителю музыки этот ежедневный душевный подвиг «по плечу» более, чем другим представителям педагогической профессии, по нескольким причинам:

Во-первых, музыкант-педагог «тренирован присоединяться», впускать в свое интимное пространство индивидуальность другого в процессе освоения иных «художественных Я» мира музыкальных произведений, значит - другие, «не мои» индивидуально-психологические особенности, весь интонационный строй индивидуальностей, отраженных в музыкальной культуре.

Во-вторых, педагог-музыкант всегда имеет возможность восстановления исходного равновесия и идентичности, даже психотерапии через непосредственное общение с музыкой, исполняя и восполняя себя, свою индивидуальность, общаясь со своим излюбленным интонационным источником. Музыкант всегда «У родника» с живой водой, потому способен на многие душевные и духовные «поступки».

Каковы требования к музыкально-образовательному процессу, ориентированному на развитие индивидуальности? Содержанием такой педагогической деятельности является не столько организация собственно процесса усвоения музыкальных образцов культуры, навыков музыкальной деятельности и умения воспринимать и рассуждать о музыке, сколько создание условий, при которых актуализируются значимые для ребенка и его развития потребности в деятельности и общении, творчестве и самоосмыслении. «Осуществляя значимую для себя деятельность, - пишет психолог Н.Я. Большунова, - ребенок ориентируется не только на требования и стандарты, выдвигаемые взрослыми, но и получает возможность откликаться на «требования» собственной индивидуальности. Это позволяет ребенку обнаружить и выстроить индивидуальные средства и способы осуществления деятельности и общения».

Бессознательные доминанты личности заявляют о себе в мифотворческом компоненте смыслообразования при восприятии музыки и выполнении заданий. Более того, сознательная мифологизация музыкально-педагогического процесса при помощи специфически организованного содержания и методов, опора на привлечение мифологической символики в том виде, который доступен детям, создают условия для актуализации бессознательного опыта детей и в результате дают необходимый материал для осуществления музыкально-педагогической диагностики.

Личностная история (включающая перинатальный" опыт развития и биографический этап становления индивидуальности) организуется в «миф», сквозь призму которого человек видит мир и события, общается с людьми, строит образ своего «Я», Главный персонаж этого личностного мифа - глубинное, скрытое от самогочеловека, его внутреннее «Я» - руководит проявлениями личности, желательными и нежелательными, удерживая бессознательно созданные стереотипы в общении и переживании на «коротком поводке» зависимости от глубинного архетипа личности, теневого «Я».

В момент восприятия (или активного воспоминания, или воспроизведения) музыкального произведения индивидуальные

Для того, чтобы осуществить индивидуальный подход к учащемуся, педагогу необходимо провести и самоисследование. Познав собственные ограничения индивидуальности темпераментальные ли, модальные ли, архетипические ли - учитель музыки может расширить арсенал педагогических приемов и музыкальный репертуар с целью большего взаимодействия с индивидуальностью своих учеников, большего содействия развитию их качественно своеобразной индивидуальной музыкальности.

Индивидуальность школьника – сложное образование, органически связанное с его возрастным и половым развитием, формированием нравственных качеств, становлением целой личности. В связи с этим индивидуальная работа является частью учебно-воспитательного процесса. Она требует от педагога умения найти наиболее эффективные способы воздействия на отдельного ученика с целью всестороннего его развития.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru