Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 2

В сентябре 1991 г. для студентов – будущих историков - распахнул двери Армавирский педагогический институт. К 2000 г. число студентов-историков в институте и его филиалах выросло до 707 человек. Исторический факультет начинался с кафедры отечественной истории (заведующий кафедрой кандидат исторических наук, доцент C.G. Лукьяненков), а так же кафедры истории и теории культуры (заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор А.И. Шаповалов). С 1993 г. возникает кафедра всеобщей истории (заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор В.Б.Виноградов), которая затем переименовывается в кафедру регионоведения и специальных исторических дисциплин (РИСИД). Кафедру всеобщей истории возглавил доктор исторических наук, профессор С.Л. Дударев.66

В июле 1998 г. был создан исторический факультет Таганрогского педагогического института. Небольшой факультет (набор всего 50 человек) готовит учителей истории и специалистов по организации управления. Преподавательский коллектив объединил декан факультета, заведующий кафедрой истории России, профессор В.А.Селюнин. Кафедру всемирной истории возглавляет кандидат философских наук, доцент Л.Н. Лабунская, которая в учебной и научной работе значительное внимание уделяет теоретическим проблемам исторического познания67.

В 90-е гг. менялись организационно-правовые условия подготовки историков. Педагогические институты преобразовывались в университеты, что, во-первых, придавало им новый статус, во-вторых, количественно и качественно расширяло диапазон изучаемых дисциплин. В-третьих, университетская подготовка кардинально меняла цели высшего образования, которое теперь было направлено не на получение ряда прикладных знаний и навыков, необходимых учителю истории, но на подготовку педагогов-исследователей; способных на более высоком уровне смотреть на исторические проблемы.

Так, в начале 90-х гг. Ставропольский пединститут был преобразован в педуниверситет, а в феврале 1996 г. на базе Ставропольского педагогического университета и Московской юридической академии был создан Ставропольский государственный университет. По словам избранного ректором СГУ- ВЛ. Шаповалова; «государственный университет призван стать региональным центром науки, образования, культуры, кроме того - научно-методическим центром развития высшего образования в крае».

Создание классического университета открыло перед коллективом исторического факультета СГУ новые перспективы. На факультете было создано пять кафедр: истории России, археологии и региональной истории, историографии и источниковедения, истории древнего мира и средних веков, новой и новейшей истории. Была продолжена работа по переходу на многоуровневую систему образования, в частности, магистратура получила государственный статус. Началось внедрение государственного образовательного стандарта по направлению «История» и обучение студентов по новому учебному плану, были открыты новые специализации по архивоведению, музееведению и исторической информатике. В качестве основных направлений внедрения ГОСВПО Ученый совет СГУ от 29 ноября 1996г. определил обновление содержания высшего образования через усиление фундаментальной подготовки, изменения в структуре и содержании гуманитарных дисциплин, расширение естественнонаучного компонента, широкое внедрение информационных технологий и т.п.69

В последние годы подготовка историков в регионе расширилась. Были созданы Ставропольский педагогический институт, Невинномысский институт непрерывного образования, Северокавказский технологический университет, в составе которых имеются группы историков.

Важным направлением реформирования высшей школы в начале 90-х гг. стала ее нацеленность гуманизацию и гуманитаризацию процесса обучения. Сущность и содержание гуманитарного образования значительно расширились за счет введения специальностей, которые отразили основные тенденции развития гуманитарных наук в мире. Появились, например, такие новые для российской высшей школы предметы, как политология, культурология, социальная антропология, коммерция, менеджмент и др. Принципиальные изменения произошли в цикле общественных наук. Прежняя структура, состоящая из четырех дисциплин (истории КПСС, марксистко-ленинской философии; политэкономии- и научного коммунизма) была заменена новой структурой. Она стала включать философию, историю, социологию, экономику, правоведение, политологию, культурологию, психологию, педагогику и иностранный язык. Гуманизация образования, а также создание новых гуманитарных стандартов означали преодоление технократических тенденций в подготовке специалистов, возвращение к историческим традициям российского гуманитарного образования и изменение качества преподавания гуманитарных дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Основные направления работы по формированию начального детского лексикона в семье
Каждое слово представляет определенное представление, образ или понятие. При нормальном развитии ребенка, отражающемся в языке, усвоенное им слово соответствует заранее им приобретенному представлению. При занятиях с маленькими детьми для расширения их лексикона есть два пути: опыт и наблюдение. На ...

Структура управления региональной системой общего образования в Челябинской области
Законом Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» определены полномочия органов государственной власти в сфере образования. К ним относятся: 1) принятие законов Челябинской области и других нормативных правовых актов Челябинской области в сфере образования; 2) установление порядка ...

Практика работы Министерства образования и науки Челябинской области по управлению системой общего образования
По данным Министерства образования и науки в Челябинской области функционирует 940 общеобразовательных учреждений (в том числе негосударственные учреждения и учреждения, имеющие подчинение другим ведомствам). Из них государственных и муниципальных 912 общеобразовательных учреждений: 886 дневных и 2 ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru