Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Новая педагогика » Формирование новых принципов исторического образования в современной России и их реализация в высшей школе Дона, Кубани, Ставрополья » Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века

Страница 2

В сентябре 1991 г. для студентов – будущих историков - распахнул двери Армавирский педагогический институт. К 2000 г. число студентов-историков в институте и его филиалах выросло до 707 человек. Исторический факультет начинался с кафедры отечественной истории (заведующий кафедрой кандидат исторических наук, доцент C.G. Лукьяненков), а так же кафедры истории и теории культуры (заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор А.И. Шаповалов). С 1993 г. возникает кафедра всеобщей истории (заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор В.Б.Виноградов), которая затем переименовывается в кафедру регионоведения и специальных исторических дисциплин (РИСИД). Кафедру всеобщей истории возглавил доктор исторических наук, профессор С.Л. Дударев.66

В июле 1998 г. был создан исторический факультет Таганрогского педагогического института. Небольшой факультет (набор всего 50 человек) готовит учителей истории и специалистов по организации управления. Преподавательский коллектив объединил декан факультета, заведующий кафедрой истории России, профессор В.А.Селюнин. Кафедру всемирной истории возглавляет кандидат философских наук, доцент Л.Н. Лабунская, которая в учебной и научной работе значительное внимание уделяет теоретическим проблемам исторического познания67.

В 90-е гг. менялись организационно-правовые условия подготовки историков. Педагогические институты преобразовывались в университеты, что, во-первых, придавало им новый статус, во-вторых, количественно и качественно расширяло диапазон изучаемых дисциплин. В-третьих, университетская подготовка кардинально меняла цели высшего образования, которое теперь было направлено не на получение ряда прикладных знаний и навыков, необходимых учителю истории, но на подготовку педагогов-исследователей; способных на более высоком уровне смотреть на исторические проблемы.

Так, в начале 90-х гг. Ставропольский пединститут был преобразован в педуниверситет, а в феврале 1996 г. на базе Ставропольского педагогического университета и Московской юридической академии был создан Ставропольский государственный университет. По словам избранного ректором СГУ- ВЛ. Шаповалова; «государственный университет призван стать региональным центром науки, образования, культуры, кроме того - научно-методическим центром развития высшего образования в крае».

Создание классического университета открыло перед коллективом исторического факультета СГУ новые перспективы. На факультете было создано пять кафедр: истории России, археологии и региональной истории, историографии и источниковедения, истории древнего мира и средних веков, новой и новейшей истории. Была продолжена работа по переходу на многоуровневую систему образования, в частности, магистратура получила государственный статус. Началось внедрение государственного образовательного стандарта по направлению «История» и обучение студентов по новому учебному плану, были открыты новые специализации по архивоведению, музееведению и исторической информатике. В качестве основных направлений внедрения ГОСВПО Ученый совет СГУ от 29 ноября 1996г. определил обновление содержания высшего образования через усиление фундаментальной подготовки, изменения в структуре и содержании гуманитарных дисциплин, расширение естественнонаучного компонента, широкое внедрение информационных технологий и т.п.69

В последние годы подготовка историков в регионе расширилась. Были созданы Ставропольский педагогический институт, Невинномысский институт непрерывного образования, Северокавказский технологический университет, в составе которых имеются группы историков.

Важным направлением реформирования высшей школы в начале 90-х гг. стала ее нацеленность гуманизацию и гуманитаризацию процесса обучения. Сущность и содержание гуманитарного образования значительно расширились за счет введения специальностей, которые отразили основные тенденции развития гуманитарных наук в мире. Появились, например, такие новые для российской высшей школы предметы, как политология, культурология, социальная антропология, коммерция, менеджмент и др. Принципиальные изменения произошли в цикле общественных наук. Прежняя структура, состоящая из четырех дисциплин (истории КПСС, марксистко-ленинской философии; политэкономии- и научного коммунизма) была заменена новой структурой. Она стала включать философию, историю, социологию, экономику, правоведение, политологию, культурологию, психологию, педагогику и иностранный язык. Гуманизация образования, а также создание новых гуманитарных стандартов означали преодоление технократических тенденций в подготовке специалистов, возвращение к историческим традициям российского гуманитарного образования и изменение качества преподавания гуманитарных дисциплин.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Сущность понятия "грамматический навык"
Контроль грамматических навыков является одним из важнейших этапов обучения иностранному языку. Под грамматикой мы понимаем структуру языка, систему правил, которые диктуют допустимые последовательности элементов языка, образующих предложение на этом языке. Существует большое количество определений ...

Педагогическое планирование
Процесс, в ходе которого цель из внутренней цели человека переходит в свое следствие - в фактическое поведение человека, в ходе которого и формируется тот или иной конечный результат его деятельности, называется целеосуществления. Процесс целеосуществления складывается из предварительной подготовки ...

Политическая система и политический режим
Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталита ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru