Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Уникальная методика лепки из глины и пластилин а проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие. Руки, благодаря которым обезьяна превратилась в человека, пальцы с их тонкой моторикой (от которой зависит развитие речи) учатся заново с помощью тактильных ощущений, координации с глазами и включения в работу сразу двух полушарий (левого — рационального, анализирующего и правого — интуитивного, эмоционального) воссоздавать из целого. «…В семье изобразительных искусств, отмечал скульптор И.Я. Гинцбург, - лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.
Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.
Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.
На уроках изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.
Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.
Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает школьникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают школьникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.
Методика преподавания изобразительного искусства в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Э.И. Кубышкина, В.С. Кузин, Ю.А Полуянов, Т.Я. Шпикалова, Б.М. Неменский и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по изобразительному искусству для начальной школы.
Цель дипломной работы: выявить возможности использования лепки из глины и пластилина на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Объектом является лепка как вид изобразительного искусства.
Предметом - методические приемы обучения лепке младших школьников.
Задачи работы:
-изучить историю развития скульптуры,
-описать историю развития и особенности народной глиняной игрушки,
-выявить возрастные особенности детей при обучении лепке,
-проанализировать программы по изобразительному искусству,
-описать и систематизировать методические приемы обучения лепке младших школьников.
Для решения сформулированных задач использованы следующие методы исследования:
- анализ психологической, педагогической, методической литературы;
- разработка уроков с использованием пластичных материалов.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения, методические приемы, выводы могут служить опорой учителям начальных классов на уроках изобразительного искусства и студентам для углубления знаний по данному вопросу.
Прочие статьи:
Психологическая организация письменной речи. Особенностивосприятия, памяти, внимания, мышления и волевые составляющие при изучении иноязычнойписьменной речи
Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности. С психологической точки зрения протекание письменной речи сложно и многообразно.
Психологическим содержанием обучения письму является формирование графических и орфографических нав ...
Методические принципы обучения иностранному языку
К методическим принципам, характеризующим современное обучение иностранным языкам относится прежде всего принцип коммуникативной направленности обучения. Как известно, в методике обучения иностранным языкам основной смысл принципа коммуникативной направленности заключается в понимании того, что гл ...
Сущность традиций и обычаев, их социальные функции
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сде ...