Диагностика семантического компонента дошкольников

Страница 1

Констатирующий эксперимент проводился на базе государственного специального детского ясли-сада № 6 и на базе детского сада №7 г. Орши. Экспериментальную группу (ЭГ) составили 10 детей в возрасте от 4-х до 7-ми лет, имеющие заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (II - III уровень).

Для сравнительного анализа состояния предикативной лексики мы сформировали контрольную группу (КГ), в которую вошли 10 детей с нормальным речевым развитием того же возраста. Эксперимент проводился в течение 2007-2008 учебного года.

Целью констатирующего эксперимента было изучение особенностей предикативной лексики детьми с ОНР на основе полученных данных выделение основных направлений коррекционной работы, направленной на формирование семантического компонента речевой системы у детей с данной речевой патологией.

Обследование включало анализ состояния импрессивной и экспрессивной сторон предикативной лексики, сопоставительное исследование предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины.

При разработке методики констатирующего эксперимента были использованы задания, разработанные Т.В. Ахутиной, В.К. Воробьёвой, В.П. Глуховым, В.А. Гончаровой, А.А. Залевской, Р.И. Лалаевой, Т.А. Фотековой, Г.В. Чиркиной и др.

Речевая продукция детей оценивалась по 4-х балльной системе. Стимульным материалом исследования послужили 56 изображений слов (21 глагол, 18 существительных, 18 прилагательных, 6 наречий).

Процедура эксперимента предусматривала исследование понимания и употребления глагольных, именных, адъективных и наречных предикативных лексем. В процессе обследования детям предлагалось показать и назвать изображённые на картинном материале предметы, действия и признаки предметов. Например:

Задание 1. "Рассмотри картинки. Покажи и назови: Кто это? Что это? Что делает?" .

Задание 2. "Рассмотри картинки, сравни. Назови: Кто это? Что делает? Что делают?" .

В соответствии со сложностью задания, продукция детей оценивалась по 4-х балльной системе:

1 балл - дошкольники устанавливали соответствие между рисунком и обозначаемой лексемой. Рисунки содержали дополнительные символы. При соотнесении лексического значения слова с визуальной опорой использовался следующий алгоритм: логопед задавал вопрос к существительному, глаголу, прилагательному или наречию; дети отражённо и сопряжённо воспроизводили актуализируемую лексему; слово соотносилось с предметом или картинкой и вновь произносилось детьми.

2 балла - необходимо усвоение детьми парадигматических и синтагматических связей в структуре двухсловного высказывания с опорой на вспомогательные визуальные опоры (рисунок). Продуцирование детьми указанных конструкций происходило с помощью вопросно-ответной формы, определяющей в высказывании субъект и предикат.д.ошкольники учились подбирать близкие и далёкие по значению предикативные лексемы, таким образом, формировались парадигматические связи. Работа над организацией синтагматических связей шла через включение предиката в контекст двухсловной конструкции.

3 балла - предусматривалось умение образовывать именные и глагольные предикаты с помощью приставок и суффиксов (с уменьшительным значением); изменять наиболее частотные именные, глагольные и адъективные предикативные единицы по родам, числам и падежам.

4 балла - необходимо было включение двухсловных конструкций в речь. Дошкольники осваивали простейшие типы диалогов, постепенно овладевали парностью реплик, умением понимать их смысл и правильно реагировать на вопрос двухсловным высказыванием. Все реплики, продуцируемые детьми, сопровождались рисунками.

Проведённые в рамках первого этапа приёмы и упражнения: использование рисунков, пиктограмм для воспроизведения двухсловных высказываний; работа над составлением высказываний в парах; разыгрывание диалога по ролям способствовали развитию предикативных процессов, созданию у детей с речевой патологией нового уровня обобщений и абстрагирования, что содействовало увеличению длины высказывания.

На основе полученных баллов были определены уровни сформированности семантического компонента на основе исследования предикативной лексики.

Низкий уровень - умение понимать и адекватно использовать предикативные лексемы в структуре высказывания.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Возрастная периодизация и возрастные особенности средних школьников
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития . Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом у ...

Значение игрушки в жизни детей
Значение игрушек в жизни нашего малыша переоценить невозможно, ведь именно игра – основная деятельность вашего ребенка. К двум годам он уже прекрасно владеет умением обращаться с предметами, знает, как ими пользоваться. Ребенок проигрывает отдельные сюжеты: кормление кошечки, одевание куклы, транс ...

Группа продленного дня как феномен образования
Если искать исторические корни системы продленного дня в "мировом масштабе", то надо обратится к Платону. В трактате "Государство" (IV век до н. э) он обрисовал идеал социальной жизни и общественного воспитания детей от колыбели до второй ступени школы философов, где до 35-летн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru