Личностная характеристика «трудного» подростка

Новая педагогика » Девиация в школьной среде на примере школ Центрального района » Личностная характеристика «трудного» подростка

Страница 3

Последнее, на чем мы остановимся,- это неполная семья. Она чаще представлена матерью и сыном, нежели матерью и дочерью. Несмотря на то что отца уже нет в семье, конфликт еще с большей силой разгорается между матерью и сыном. В неполных семьях он наблюдается в 2,5 раза чаще, чем в полных, что является дополнительным фактором большей невротизации мальчиков по сравнению с девочками, матери которых, наоборот, в 2,5 раза реже конфликтуют с ними в случае развода. При конфликте с детьми мать из неполной семьи значительно чаще, чем из полной, определяет их как упрямых. Другими словами, она проявляет категоричность и нетерпимость к общим с отцом чертам темперамента и характера сыновей.

Рассмотренные особенности взаимоотношений в семьях, где дети страдают неврозами и отклоняющимся поведением могут быть сгруппированы следующим образом:

Построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характера супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них; инверсия супружеских и родительских ролей; несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально обособленных диад, конфликтное противостояние по крайней мере одного члена семьи и использование одного из них в качестве "козла отпущения"; повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения; тревожно-депримированная эмоциональная атмосфера в семье и ее относительная изоляция от внешних связей.

Большое влияние на формирование девиантного поведения у подростков оказывает личность родителей.

Чтобы лучше понять, предпосылки формирования девиантного поведения подростков и происхождение семейных конфликтов нужно выделить неблагоприятные черты личности родителей, прежде всего матерей, обладающих более выраженными личностными и невротическими изменениями по сравнению с отцами: сензитивность- повышенная эмоциональная чувствительность, склонность "все близко принимать к сердцу", легко расстраиваться и волноваться; аффективность - эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения; тревожность - склонность к беспокойству; недостаточная внутренняя согласованность чувств и желаний или противоречивость личности в целом, обусловленная трудносовместимым сочетанием трех предшествующих и трех последующих характеристик; доминантность, или стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими; эгоцентричность - фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений; гиперсоциальность - повышенная принципиальность, утрированное чувство долга, трудность компромиссов.

У отцов аффективная неустойчивость заменяется психомоторной нестабильностью и импульсивностью (дети, как правило, страдают заиканием и тиками). Тревожность заменяется мнительностью, что создает тревожно-мнительную констелляцию черт характера обоих родителей. Доминантность матерей оборачивается в чем-то контрастной ей зависимостью отцов особенно в отношении женского, идущего от матери влияния или настороженностью, недоверчивостью в контактах. Наконец, гиперсоциализация будет оттенена настойчивостью и упорством, граничащими с упрямством, мелочной пунктуальностью и педантизмом.

Несмотря на отдельные различия, у матерей и отцов есть и общие черты: недостаточная уверенность в себе, или - шире - неадекватный уровень самооценки; проблемы личностного самоопределения, в том числе чувство внутренней неудовлетворенности; неустойчивость, противоречивость личности; импрессивный характер переработки чувств и переживаний; недостаточная пластичность, образность мышления, некоторая негибкость, способствующие развитию гиперсоциализированных черт характера; эгоцентризм.

Первые три характеристики отражают невротическую линию в формировании личности родителей, а остальные представляют более или менее устойчивые черты характера, проявляющиеся в зависимости от конкретных жизненных обстоятельств. Вместе они позволяют лучше понять столь свойственные родителям, дети которых имеют отклонюящееся поведение, проблемы в области межличностных отношений в семье.

Средний возраст матери у подростка с девиантным поведением составляет 34 года, а отца 37 лет. В этом возрасте возникает наибольшая внутренняя напряженность, обусловленная проблемами самоопределения и взаимоотношений в браке, своего рода личностным кризисом, когда нужно взглянуть на себя со стороны, осознать недостатки своего характера, перестроить отношения и стать более зрелой и созидающей личностью. Подобный кризис личностного развития как определенный этап развития самосознания и обусловленный им кризис супружеских и родительских отношений не преодолевается конструктивным образом, а сопровождается компенсаторным нарастанием внутренней напряженности, которая, чем меньше проявляется внешне, тем более сказывается на отношениях с детьми увеличением крайностей воспитания и использованием их в качестве источника отреагирования нервного напряжения, а также вымещения родителями своих взаимных обид и недовольства. Таким образом, родители "преодолевают" свой личностный кризис по существу ценой развития невроза у детей, который можно расценить как клиническое отражение неадекватных способов разрешения родителями своих личностных проблем.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Принципы логопедической работы. Направления и содержание логопедической работы
При разработке методических рекомендаций к проведению логопедической работы с детьми, имеющими ЗПР, мы учли последовательность формирования словообразования существительных, а также видов деятельности детей в онтогенезе, опирались на зоны актуального и ближайшего развития детей (по Л.С. Выготскому) ...

Музыкотерапия как одно из средств коррекционного воздействия на заикающегося
Музыкотерапия - это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали еще в Древней Греции и других странах. Специально подобранная мелодия снимает гнев и досаду, улучшает настроение. При помощи музыки облегчается установление контакта с ...

Программа совершенствования социально – культурной деятельности школьных образовательных учреждениях средствами игровых методик
Существует ряд особенностей, которые необходимо иметь в виду при использовании программы. Сотрудник, реализующий программу. Наиболее удачной и перспективной кандидатурой на роль человека, способного воплотить в жизнь данную программу, является классный руководитель. Он дожжен соответствовать ряду т ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru