В нашей стране уделяется много внимания коррекционно-педагогической работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями. Достигнуты значительные успехи в решении вопросов ранней диагностики речевых нарушений, методики и организации коррекционного воспитания и обучения дошкольников.
Путем специальных воздействий на детей во многих случаях удается предотвратить или затормозить появление у них различных отклонений от нормы, в частности речевой патологии.
Своевременная профилактика речевых нарушений у детей тесно связана с предупреждением нервно-психических отклонений в состоянии здоровья. Она обеспечивается комплексом мероприятий, включающих лечебные, педагогические и социальные воздействия.
Специалисты детских поликлиник, наряду с постоянным динамическим наблюдением, проводят профилактические осмотры детей от 0 до 14 лет не только в поликлинике, но и в детских дошкольных учреждениях и школах. Совместная работа врачей и педагогов в детских педагогических учреждениях позволяет рано выявлять отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врожденные и приобретенные заболевания, сказывающиеся на развитии речи или способствующие возникновению речевой патологии.
Большое значение в разработке проблемы профилактики речевых расстройств имеет изучение факторов, обеспечивающих нормальное развитие речи у детей. Эти знания имеют непосредственное отношение к гигиене речевого развития, являющегося важнейшим показателем нервно-психического здоровья ребенка. Задачи ее в основном сводятся к изучению возрастных этапов речевого онтогенеза и выявлению условий (включая внешнюю среду и социальные условия) положительно или отрицательно влияющих на речевое развитие. Разрабатываются рекомендации и нормативы по психофизиологическим условиям воспитания детей, научно обосновываются стимулы психического развития ребенка и возможности их применения, организуется массовая пропаганда психологических и педагогических знаний среди населения.
Одним из важных направлений развития логопедической помощи населению является предупреждение речевых нарушений и последствий речевой патологии.
Перед этой специальной отраслью логопедии стоят следующие задачи:
а) предупреждение речевых нарушений – первичная профилактика;
б) предупреждение перехода речевых расстройств в хронические формы, а также предупреждение последствий речевой патологии – вторичная профилактика;
в) социально-трудовая адаптация лиц, страдающих речевой патологией, – третичная профилактика.
Прочие статьи:
Варианты дидактических игр на закрепление, повторение и обобщение
исторического материала
В данном разделе получили отражение как игры с правилами, так и ролевые и комплексные игры, дидактические особенности которых были рассмотрены в предыдущем разделе. Сюда не включены те игры, которые уже получили распространение в образовательной практике и достаточно полно отражены в литературе. К ...
Развитие творческого мышления студентов в процессе
интерпретации художественного произведения
На втором этапе эксперимента было отобрано одно художественное произведение для интерпретирования студентами (драма А.Н. Островского «Гроза»). При выборе данного текста я руководствовалась его соответствием основным критериям, предъявляемым педагогической этикой к художественным произведениям.
Ос ...
Сознание – это продукт, производимый обществом
Человека можно воспитать с каким угодно сознанием, то есть заложить в него внутреннюю программу. Существует много методов манипуляции сознанием:
- открытая и скрытая реклама, пропаганда (СМИ, кино, телевидение);
- высмеивание (когда юморист высмеивает какую-нибудь серьёзную проблему, она переста ...