Феномен русского рока

Страница 1

Источники происхождения русского рока - не только и не столько западные образцы, сколько авторская песня и городской фольклор (как, в общем, это имело место и на Западе). Однако в русском роке мелодия, ритм и прочие моменты, важные для западного рока (особенно арт-рока), имели второстепенное значение; на первое место всегда выходила и выходит поэзия, текст; музыка же при этом рассматривается как практически дополнительное интонационное средство.

Парадокс феномена русского рока заключается в том, что с музыкальной точки зрения он практически не исследован - зато существует масса монографий, статей и диссертаций, посвященных русскому року в поэтическом аспекте.

Парадокс русского рока еще и в том, что некоторые авторы позиционируют свое творчество как рок, хотя оно с формальной точки зрения роком не является - и при этом некоторые авторы, сами себя к року не относившие, подчас сторонними слушателями воспринимались и воспринимаются как рок (так было, например, с В. Высоцким, которого на Западе воспринимали как рок-певца, хотя сам себя он ни к какому направлению не относил).

Следующий парадокс заключается в параллельном сосуществовании в отечественной музыке "подпольного" и "официозного" рока.

В Советском Союзе история рока складывалась иначе, чем на Западе. Первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате "культурного шока" от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп. На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества. Не удивительно, что все это время рок был фактически "отделен от государства" (официальным суррогатом рока были ВИА) и существовал на нелегальном положении. Лишь в 1980 г., когда огромная популярность рока и его творческие достижения стали совершенно очевидными, культурные инстанции обратили на него внимание. Огромное большинство рок-исполнителей так и осталось в "андеграунде", предпочитая безденежье посягательствам цензуры. Не имея ни малейшего доступа на фирму "Мелодия", ТВ и радио, рок-группы создали уникальную по масштабам нелегальную индустрию звукозаписи. Именно тогда, в годы "позднего застоя", социально-культурная роль рока была особенно велика и позитивна: миллионам молодых людей эти записи несли столь редкие и нужные слова правды и духовности. Институты идейно-художественного контроля (в первую очередь Министерство культуры и комсомол) без устали вели на рок административное наступление, которое достигло кульминации в 1984 году, когда весь рок был фактически поставлен под запрет, а лучшие его представители фигурировали в черных списках.

Дефицит информации и отсутствие коммуникаций между рок-центрами привели к тому, что в каждом городе, республике, регионе жанр развивался обособленно, часто принимая своеобразные формы. Не удивительно, что сложились вполне четкие понятия: "ленинградский рок", "свердловский рок" и т.д.

К концу 1980х рок-клубы существовали во всех городах страны с более или менее ощутимым "рок-движением", их было около 50. Их основная задачей была всесторонняя помощь непрофессиональным группам. Как правило, вступив в рок-клуб, группа получала право на публичные выступления (по утвержденной программе) и могла рассчитывать на содействие в обзаведении репетиционной базой и аппаратурой. В отличие от государственных концертных организаций рок-клубы не были связаны в единую систему; более того, они относились к разным ведомствам - профсоюзам (Ленинград), комсомолу (Рига), городским управлениям культуры (Московская рок-лаборатория) и т.д. Формы работы и организационные структуры рок-клубов были различны, но в финансовом отношении они были полностью бесправны. Из-за этого концертная деятельность - как коммерчески наиболее выгодная - стала выходить из сферы их влияния. Рок-клубам оставалось лишь проводить мероприятия "престижного" характера: фестивали, конференции, международные встречи, а также служить центрами общения (что намного ближе к изначальному понятию "клуб").

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Эмоциональное состояние
Процесс перестройки всех органов и систем, связанных с половым созреванием, безусловно, влияет на психофизиологическое состояние подростка. В начале полового созревания у ребенка происходят окончательное осознание своей половой принадлежности и выработка, соответствующих психосексуальных ориентаций ...

Закономерности гуманизации образования
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований, можно сформулировать закономерности гуманизации образования. Образование как процесс становления психических свойств и функций обусловлен взаимодействием растущего человека со взрослыми и социальной средой. Психологические явл ...

Общедидактические принципы обучения иностранному языку
В педагогике, в методике в термин "принцип" вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличит ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru