Психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе

Новая педагогика » Психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе

Проблема готовности детей к обучению в школе является актуальной в связи с тем, что от ее решения зависит успешность последующего школьного обучения и для того чтобы дошкольный возраст завершился появлением психологических новообразований, свидетельствующих о переходе ребенка в следующий - младший школьный - возраст, дети на протяжении всего дошкольного периода развития должны иметь возможность заниматься преимущественно ведущей для данного возраста деятельностью, а именно игровой, а также другими видами традиционных детских занятий: познавательно-исследовательской и продуктивной деятельностью (включая трудовую), слушанием художественной и научно-популярной литературы, полноценным общением со взрослыми, сверстниками, природой (А.В. Запорожец, Н.А. Короткова, Н.Н. Поддьяков и др.)

Каждый из этих видов деятельности, занятий необходим для личностного, интеллектуального и физического развития ребенка. Если в игре ребенок действует в основном в воображаемой ситуации, то, занимаясь другими указанными выше видами деятельности, он получает реальный жизненный опыт, необходимый ему для психического и физического развития.

Готовность к школьному обучению означает, что у ребенка появилась потребность заняться учебной деятельностью как общественно-полезным видом деятельности в отличие от традиционно детских видов деятельности, которыми он занимался в дошкольном детстве. Эта потребность проявляется в виде познавательных и социальных мотивов учения. Кроме того он уже может сознательно отнестись к началу систематического обучения в школе, т.е. произвольно регулировать свое поведение и деятельность в соответствии с поставленными перед ним задачами (учебными, дисциплинарными и др.). Как показывают наблюдения и исследования, такого уровня развития ребенок достигает обычно не ранее 7 лет. Это связано как с функциональным созреванием нервной системы, так и с закономерностями психического (личностного, интеллектуального) и физического развития. О готовности к школьному обучению имеет смысл говорить после кризиса 7 лет, который Л.С. Выготский называл "кризисом потери непосредственности". Существенной характеристикой этого кризиса является то, что в это время происходит интеллектуализация всех психических функций ребенка, т.е. функции становятся опосредованными, управляемыми, что существенно сказывается на развитии самосознания. В результате исчезает детская непосредственность, и у ребенка возникает потребность занять в обществе людей новую социальную позицию, которая будет отражать его взросление. Такой объективной позицией в современном обществе является позиция ученика, поскольку школа - это общепринятый общественный институт взросления. При полноценном развитии ребенка на протяжении всего дошкольного детства (в соответствии с закономерностями психического развития) потребность занять указанную позицию появляется до того, как ребенок реально становится школьником.

Происходит это в результате формирования у него нового отношения к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренняя позиция школьника". По сути дела, такая позиция может рассматриваться как критерий возникновения психологической готовности к школе. Если у ребенка есть внутренняя позиция школьника, он будет сознательно относиться к процессу школьного обучения, даже если сама учебная деятельность не всегда будет для него интересна. Внутренняя позиция школьника является залогом превращения первоклассника в субъекта учебной деятельности (активного, инициативного, интересующегося ученика). При наличии у ребенка внутренней позиции школьника учителю не надо думать, как сделать процесс обучения занимательным (с помощью игровых методов), поскольку в этом случае вступают в силу познавательные и социальные мотивы учения, которые побуждают деятельность субъекта посредством сознательно поставленных целей, принятых намерений, иногда даже независимо от непосредственного отношения его к самой деятельности.

В результате у ребенка к 7 годам появится необходимый и достаточный уровень личностного, интеллектуального и физического развития для начала обучения в школе, или, другими словами, психологическая готовность к школьному обучению.

Объект исследования: младший школьник в возрасте 6-7 лет.

Предмет исследования: психологическая готовность к школьному обучению.

Цель данного исследования: определение психологической готовности детей к обучению в школе.

Задачи данного исследования:

определить психологическую характеристику готовности к школьному обучению.

рассмотреть основные компоненты готовности детей к школьному обучению;

раскрыть процедуру определения психологической готовности детей к школьному обучению.

обучение школа младший психологический


Прочие статьи:

Категория детей, с которыми работает социальный педагог в МЦ « Диалог»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога в МЦ « Диалог» является социально-педагогическая работа с детьми, которую так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют ее по-разному: трудные, трудновоспит ...

Виды обучения
Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение. Традиционное обучение Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет соб ...

Средства нравственного воспитания
Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Средства нравственного воспитания дошкольников мож­но объединить в несколько групп. Художественная литература, изобрази­тельное искусство, музыка, кино, диа­фильмы и другие средства можно объе­динить в группу художе ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru