Процедура определения психологической готовности к школе

Новая педагогика » Психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе » Процедура определения психологической готовности к школе

Страница 1

Проблема готовности к школе является "многогранной и требует комплексных психологических, физиологических и морфологических исследований различных сторон возрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности. В настоящее время существует достаточно много методов диагностик" школьной зрелости ребенка. В целом можно выделить три основных подхода к исследованию данной проблемы антропологический, педагогических и психологический.

В рамках антропологического подхода к решению данной проблемы предлагается оценивать школьную зрелость ребенка через анализ показателей его соматического развития. С этой целью ведется поиск корреляционных связей между соматическими показателями и способностью ребенка успешно овладевать школьной программой. Несмотря на наличие значительного числа исследований в этой области, результаты многих из них являются спорными, а - зачастую и противоречивыми. Это во многом связано с тем, что при оценке значения соматических показателей зачастую отсутствует удовлетворительное объяснение искомых закономерностей, которые представляют собой сложные связи и интерпретации, принимающие во внимание конституциональные, медицинские, социальные и психологические факторы.

Педагогический подход предполагает оценку школьной зрелости с точки зрения овладения ребенком определенным запасом знаний, умений и навыков, необходимых для обучения в школе. Перспективы подобной оценки осложняются присутствием в феномене школьной зрелости иных факторов, ломимо интеллектуального, которые в данном аспекте изучения практически не затрагиваются

В этом плане более полезными при диагностике могут оказаться психологические методики. В рамках психологического подхода к диагностике школьной зрелости отчетливо выделяется два основных направления:

первое предусматривает использование психодиагностических методов определения уровня школьной зрелости (тест Керна-Йирасека, тест Витцлака и др.).

второе предполагает определение школьной зрелости через диагностику уровня развития психических процессов ребенка.

В основу современных работ данного направления легло понимание психических процессов как ориентировочных действий, направленных на исследование предметов и явлений, выявление и запечатление их свойств и отношений.

Соответственно диагностика интеллектуального компонента школьной зрелости рассматривается как оценка уровня развития этих процессов. Данное положение рассматривается как методологическая основа разработки представленного в настоящей работе комплекса.

Предлагаемая методика представляет собой метод психолого-педагогической оценки уровня школьной зрелости ребенка и позволяет с достаточно высокой степенью достоверности оценить возможность овладения ребенком современной школьной программы. В процессе исследования определяется уровень развития основных психических процессов ребенка 6-7-летнего возраста и объем имеющихся у него знаний, необходимых для обучения в школе. Помимо этого, в процессе наблюдения за деятельностью дошкольника на диагностическом занятии и вне его, а также посредством использования специальных методических средств оценивается эмоциональная и социальная готовность ребенка к обучению в школе Таким образом, предлагаемый комплекс затрагивает все основные компоненты школьной зрелости ребенка и может использоваться школьными психологами для работы с детьми, поступающими в 1-й класс общеобразовательной школы.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Обучение изложению в массовых и вспомогательных школах
Формирование письменной речи является одним из важных компонентов общего развития умственно отсталых детей. Письменная речь, как и устная, служит основным средством мышления. Она не только выражает уже готовую мысль, но и включается в процесс становления мышления. И в этом ее существенное значение ...

Психологическая организация письменной речи. Особенностивосприятия, памяти, внимания, мышления и волевые составляющие при изучении иноязычнойписьменной речи
Процесс письма с полным основанием относится психологией к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности. С психологической точки зрения протекание письменной речи сложно и многообразно. Психологическим содержанием обучения письму является формирование графических и орфографических нав ...

Нарушение темпа и ритма речи
Среди различных речевых расстройств заикание можно рассматривать в ряду нарушений темпа и ритма речи. Темп речи - это скорость протекания речи во времени, ее ускорение или замедление, обусловливающие степень артикуляционной напряженности и слуховой отчетливости. Темп относится к просодической сто ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru