Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности

Новая педагогика » Исследование влияния мотивации на результаты спортивной деятельности у младшего школьника » Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности

Страница 1

Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению – «приводящий в движение».

Побуждение к действию определенным мотивом обозначается как мотивация. Мотивация мыслится как процесс выбора между различными возможными действиями, процесс, регулирующий, направляющий действие на достижение специфических для данного мотива целевых состояний и поддерживающий эту направленность.

Мотивация объясняет целенаправленность действия. В этом случае мы имеем дело с проблемой мотивации как общей целенаправленности деятельности и в особых случаях с проблемой мотивационного конфликта между различными целями.

Мотивация – это осознанная причина активности человека, направленная на достижение определенной цели. Для лучшего понимания процессов, лежащих в основе мотивации, соотносится понятие мотивации с потребностями, побуждениями и целью деятельности вообще и спортивной деятельности в частности.

Мотивация – это осознанная причина активности. В основе причины лежит потребность, которая определяется как нужда человека в том, чего ему, как правило, недостает. Эта нужда (потребность) и является первопричиной активности человека. Потребность порождает побуждение (стремление) к поиску возможностей ее удовлетворения. Любая потребность может реализоваться лишь в процессе определенной деятельности, которая приводит к реализации потребностей, т.е. к конечной цели. Потребность часто бывает скрыта целью. Если взять спортивную деятельность, то в ней целью, является результат, показываемый занимающимся на соревнованиях. Этот результат выражается в метрах, секундах, очках (т.е. цель проявляется конкретно, реально, осязаемо).

По источнику мотивации, делятся на внешнюю и внутреннюю мотивацию. Есть два понимания этих определений:

внешняя мотивация – её источником является внешний мир; предметная, и, до этого всего, социальная среда. У Леонтьева, «внешние – лишь знаемые мотивы», т.е. «я знаю о необходимости действовать в определенном направлении, побуждаться определенным конкретным действием». Это – внешняя, т.е. не присвоенная мотивация. А когда она присваивается, то становится внутренней, своей для субъекта. Леонтьев её называет – «реально действующие мотивы».

внутренняя мотивация (школа Левина): – предметно-специфична, характерная для данной ситуации. Внешняя мотивация – неспецифичная, выходящая за рамки предмета (заработная плата, премия, социальный престиж).

Существуют следующие законы мотивации:

Закон хорошей мотивации Йеркса-Додсона: «С усилением общей активации повышается качество выполнения действий, но до определенного предела. Если мотивация очень высока, выполнение ухудшится».

Закон: «С увеличением трудности задания интенсивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, обязана приближаться к пороговой величине». Это значит, что в случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Разумеется, что при легкой задаче лишняя мотивация не вызывает нарушений поведения (закон силы, у Торндайка). Но такая возможность возникает при тяжелых задачах.

Мотивы занятий физической культурой условно делятся на общие и конкретные. К общим мотивам следует отнести желание школьника заниматься физическими упражнениями вообще, т.е. ему пока безразлично, чем именно заниматься. К конкретным мотивам – желание выполнять какие-либо определенные упражнения, предпочтение школьника заниматься каким-то видом спорта. Так, почти все младшие школьники отдают предпочтение играм. Интересы подростков уже более дифференцированы: одним нравится гимнастика, другим – легкая атлетика.

Мотивы посещения уроков физической культуры могут иметь разную причинную обусловленность. Школьники, которым нравятся уроки физкультуры, посещают их с целью физического развития и укрепления здоровья, т.е., кого уроки не удовлетворяют, вынуждены ходить на них ради отметки, чтобы избежать возможных неприятностей из-за прогулов.

Мотивы, связанные с процессом деятельности, – это удовлетворение потребности в двигательной активности и удовольствие, вызываемое получением острых впечатлений от соперничества (азарт, эмоции радости от победы и т.д.).

Мотивы, связанные с результатом деятельности, вызваны удовлетворением потребностей личности в самосовершенствовании, самовыражении и самоутверждении и ее социальных нужд.

Формирование мотивов связано с воздействием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы – это условия, в которых оказывается субъект деятельности. Внутренние факторы – это желания, влечения, интересы и убеждения, которые выражают потребности, связанные с личностью субъекта деятельности. Особую роль играют убеждения. Они характеризуют мировоззрение школьника, придают его поступкам значимость и направленность. Личностные убеждения связаны с социальными побудителями активности человека.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru