Психолого-физиологические особенности младших школьников

Страница 7

может испортиться настроение из-за пустяка;

делает едкие замечания партнерам;

болезненно реагирует на замечания партнеров;

склонен к излишнему риску в играх;

во время разговора склонен к лишним движениям и жестикуляции;

в трудных ситуациях часто срывается голос;

быстро переходит от печали к радости.

Зависимый тип:

стремится не начинать действия, пока не получит соответствующего распоряжения педагога;

любит, чтобы старшие аргументировали важность предстоящей работы;

стремится внешне подражать лидерам класса (походка, прическа, любимые словечки);

при выполнении любого действия ждет похвалы от педагога;

на команды реагирует замедленно;

По-разному реагирует на замечания товарищей, боится критики лидеров, пренебрежительно относится к критике аутсайдеров;

легко меняет свои позиции с учетом мнения других;

часто отказывается от своих намерений в соответствии с мнением старших;

товарищи легко могут изменить плохое настроение в лучшую сторону;

легко приспосабливается к различным стилям деятельности разных педагогов;

избегает выступать против общепринятого мнения в группе;

способен подавить свое веселье, если это может кого-то задеть;

не склонен к упрямству;

любит обсуждать полученное поручение от педагога с товарищами;

обычно не обижается, когда над ним зло подшучивают;

легко приспосабливается к новым условиям.

Для представителей активного типа характерна некоторая демонстративность, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, склонность к переоценке. Замкнутый тип отличается заниженной самооценкой, неуверенностью в своих способностях, застенчивостью, недостаточной активностью. Взрывной тип личности отличается повышенной возбудимостью, эгоцентричен, независим, не всегда считается с мнением окружающих. Представители зависимого типа личности в детстве отличаются непослушанием, непоседливостью, но при этом трусливы, боятся наказаний, легко подчиняются другим детям.

Многие дети интенсивно занимаются различными видами спорта. В среднем они отдают этим занятиям 11 часов в неделю. Спорт является одной из немногих сфер деятельности детей, которой они могут заниматься активно и которая имеет определенное значение для них самих, их друзей и родителей.

Пик спортивной деятельности большинства детей приходится на 12 лет. Согласно данным возрастной психологии, этот возраст является критическим с точки зрения социального развития и становлении самооценки ребенка. Таким образом, занятия спортом в этом возрасте могут оказывать существенные положительные воздействия на личность и психическое развитие детей. Но организованные занятия спортом вопреки бытующему мнению не означают автоматического положительного воздействия на детей. Большую роль здесь играет тренер и родители, которые должны понимать детей, быть компетентными и знать, как организовать программу занятий, которая бы обеспечила эффективное усвоение необходимых умений и навыков.

Спорт создает очень широкий диапазон возможностей для развития человека. Однако то, какие из этих возможностей, как и в какой мере будут использованы в каждой конкретной спортивной карьере, зависит от совокупности факторов развития спортсмена. В наиболее общем виде можно выделить следующие особенности проявления общих закономерностей развития человека в спорте:

Акселерация (ускорение) развития, обусловлена развертыванием спортивной карьеры в периоды наиболее интенсивного роста и созревания человека, наложением ее на сенситивные периоды развития практически всех психических функций, процессов, свойств, двигательных качеств, когда целенаправленные педагогические воздействия дают наибольший эффект. Данная особенность зафиксирована в многочисленных исследованиях, где сравнивается развитие спортсменов и тех, кто спортом не занимается.

Пластичность проявляется в развитии психических функций, процессов, свойств и качеств, обеспечивающих приспособление к требованиям избранного вида спорта и спортивного амплуа.

Несмотря на специализацию развития, все, что сформировано в спорте, при определенных условиях может быть перенесено на другие сферы и виды деятельности. Более того, выяснен феномен самодетерминации развития, когда, например, развитые в спорте черты характера «требуют» своего проявления и побуждают спортсмена искать такие сферы жизни и виды деятельности, где они могут найти применение. В определенном смысле это тоже проявление пластичности развития, имеющее особое значение при окончании спортивной и начала другой карьеры.

Совершенствование волевой регуляции в процессе спортивной карьеры проявляется в улучшении способности управлять интенсивностью волевого усилия и развитии волевых качеств: целеустремленности, настойчивости, терпеливости, смелости, решительности, выдержки, самостоятельности, дисциплинированности и др. Спорт, по своей сути, волевая деятельность, где спортсмен постоянно должен преодолевать разнообразные препятствия и трудности. Поэтому развитие волевых качеств не только помогает спортсмену побеждать в соревнованиях, но и является важнейшим вкладом спортивной карьеры в развитие человека как субъекта труда, общения и познания.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Формы обучения
В литературе по педагогике часто путают понятия метода и формы обучения. Дадим следующие определения: Форма - характер ориентации деятельности. В основе формы лежит ведущий метод. Метод - способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач. Формы обучения бывают конкретным ...

Из истории развития коммуникативно-ориентированного обучения
В начале 70-х годов XX века в зарубежной методике сложилось новое направление, получившее название «коммуникативного подхода», возникновение и развитие которого связано с именами таких английских и американских ученых, как Д.А. Уилкинс, К. Кэндлин, Г.Дж. Уидоусон, К. Джонсон и других . Коммуникат ...

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок
Одним из наиболее успешных способов развития творческого воображения является сочинение сказок. В основном дети были заинтересованы в сочинении сказок. Но не сразу удалось пробудить в них это желание. По началу им просто предложили самим самостоятельно сочинить любую сказку и тем самым устроить к ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru