Психолого-физиологические особенности младших школьников

Страница 6

В младшем школьном возрасте происходит развитие всех познавательных процессов, формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные умения и навыки. Развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Младший школьник характеризуется доминированием внешней практической активности.

Педагогу особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста – произвольность (делать не то, что хочу, а то, что надо), внутренний план действий и рефлексию – умение осознавать то, что он делает и обосновывать свою деятельность. Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различных видов познавательной деятельности.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе. Но здесь же у ребенка возникает и целый ряд трудностей, связанных с его новой жизненной позицией. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем, со сверстниками и родителями.

Если ребенку не помочь справиться со всем этим, то у него может произойти снижение самооценки, ослабление учебной мотивации, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. В связи с этим необходимо построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка, поддержка чувства его полноценности. Создание условий для совершения им нравственных выборов и сотрудничества.

Кроме возрастных особенностей существуют также и особенности личности ребенка. Выделены классификации детей по психологическим особенностям личности. Существуют четыре достоверно отличающихся друг от друга типа личности детей:

активный;

замкнутый;

взрывной;

зависимый.

Внешние характеристики типических групп:

Активный тип:

ярко выраженная моторика (постоянно в движении, неусидчивый, много делает «лишних» движений);

не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности;

любит быть в центре группы;

легко отвлекается;

не всегда доводит до конца порученную работу;

стремится к участию в различных подвижных играх. соревнованиях;

любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость;

сохраняет бодрость в трудных ситуациях;

неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения;

быстро реагирует на любые команды;

выраженная способность к подражанию;

легко вступает в разговор с чужими людьми;

быстро привыкает к новому месту;

склонен к риску;

быстро приступает к работе, получив указания;

на уроках физкультуры стремится исправлять двигательные ошибки;

быстро отвечает на неожиданные вопросы.

Замкнутый тип:

избегает общения в группе;

как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери;

терпеливо ждет окончания неприятного занятия;

избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль;

избегает сложных и рискованных двигательных упражнений;

принижает свои способности, особенно двигательные;

не любит выступать на аудиторию;

скован при обращении к нему посторонних взрослых;

теряется, когда товарищи на него кричат;

неудача в начале двигательного упражнения приводит к ступору;

мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях;

терпелив при монотонной работе;

обидчив;

при несправедливом замечании учителя у него «все валится из рук»;

склонен плакать при неудачах, при просмотрах чувственных фильмов;

болезненно реагирует на шутки над собой.

Взрывной тип:

любые эмоции проявляются очень ярко;

не способен взять себя в руки по указанию учителя;

частые срывы при монотонной работе;

не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;

не может сдержать злость или раздражение;

не умеет приспосабливать свое поведение к поведению окружающих;

болезненно переносит поражения в играх или соревнованиях;

преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;

охотно берется выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;

беспокоен в ситуациях ожидания;

часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Методологические основания и особенности трактовки детской природы в системе М. Монтессори
Значение среды в воспитании. Метод наблюдения, без сомнения, должен включать в себя и методическое наблюдение морфологического развития детей. Хотя этот элемент входит необходимой частью в состав метода, сам метод основан не на этом частном виде наблюдения. Метод наблюдения покоится на одном глав ...

Основные подходы к определению девиантного поведения
Поведение, отклоняющееся от групповых норм, ролевых требований, вызывает интерес с точки зрения причин его возникновения. История изучения отклоняющегося поведения богата разнообразными и принципиально отличными тенденциями в их понимании. Почти сто лет научных споров привели к пониманию того, что ...

Организация учебного сотрудничества во внеурочной работе
Основной задачей иноязычного школьного образования является создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Основной целью профильного образования стало достижение продвинутого порогового (повышенного) уровня иноязычной компетентности. Начался новый этап раз ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru