Психолого-физиологические особенности младших школьников

Страница 6

В младшем школьном возрасте происходит развитие всех познавательных процессов, формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные умения и навыки. Развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Младший школьник характеризуется доминированием внешней практической активности.

Педагогу особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста – произвольность (делать не то, что хочу, а то, что надо), внутренний план действий и рефлексию – умение осознавать то, что он делает и обосновывать свою деятельность. Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различных видов познавательной деятельности.

Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе. Но здесь же у ребенка возникает и целый ряд трудностей, связанных с его новой жизненной позицией. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем, со сверстниками и родителями.

Если ребенку не помочь справиться со всем этим, то у него может произойти снижение самооценки, ослабление учебной мотивации, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. В связи с этим необходимо построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка, поддержка чувства его полноценности. Создание условий для совершения им нравственных выборов и сотрудничества.

Кроме возрастных особенностей существуют также и особенности личности ребенка. Выделены классификации детей по психологическим особенностям личности. Существуют четыре достоверно отличающихся друг от друга типа личности детей:

активный;

замкнутый;

взрывной;

зависимый.

Внешние характеристики типических групп:

Активный тип:

ярко выраженная моторика (постоянно в движении, неусидчивый, много делает «лишних» движений);

не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности;

любит быть в центре группы;

легко отвлекается;

не всегда доводит до конца порученную работу;

стремится к участию в различных подвижных играх. соревнованиях;

любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость;

сохраняет бодрость в трудных ситуациях;

неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения;

быстро реагирует на любые команды;

выраженная способность к подражанию;

легко вступает в разговор с чужими людьми;

быстро привыкает к новому месту;

склонен к риску;

быстро приступает к работе, получив указания;

на уроках физкультуры стремится исправлять двигательные ошибки;

быстро отвечает на неожиданные вопросы.

Замкнутый тип:

избегает общения в группе;

как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери;

терпеливо ждет окончания неприятного занятия;

избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль;

избегает сложных и рискованных двигательных упражнений;

принижает свои способности, особенно двигательные;

не любит выступать на аудиторию;

скован при обращении к нему посторонних взрослых;

теряется, когда товарищи на него кричат;

неудача в начале двигательного упражнения приводит к ступору;

мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях;

терпелив при монотонной работе;

обидчив;

при несправедливом замечании учителя у него «все валится из рук»;

склонен плакать при неудачах, при просмотрах чувственных фильмов;

болезненно реагирует на шутки над собой.

Взрывной тип:

любые эмоции проявляются очень ярко;

не способен взять себя в руки по указанию учителя;

частые срывы при монотонной работе;

не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;

не может сдержать злость или раздражение;

не умеет приспосабливать свое поведение к поведению окружающих;

болезненно переносит поражения в играх или соревнованиях;

преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;

охотно берется выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;

беспокоен в ситуациях ожидания;

часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебр ...

Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменени ...

Характерные черты “нового поколения” учебников истории
Отказ от формационного подхода в пользу цивилизационного и культурологического; Появление на авансцене всемирной истории новых героев “маленьких людей”; Замена понятийной системы учебника образной; Информационная избыточность текста учебника ; Многоуровневая система образов; Новые выразительн ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru