Методы и логика педагогического исследования

Новая педагогика » Педагогика как наука » Методы и логика педагогического исследования

Каждая наука имеет свой предмет исследования. Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования. Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для построения научных теорий и проверки их истинности. Педагогика применяет опытно–экспериментальные и теоретические методы исследования, используя при этом методы и методики собственно педагогические, а также привлеченные из других наук.

Стремясь быть точной наукой, педагогика использует опытно–экспериментальные методы, такие как педагогическое наблюдение – фиксация и сбор материалов непосредственного поведения объектов исследования в процессе их деятельности и общения.

Педагогическое наблюдение – пассивная форма проведения научного исследования. Более активной его формой выступает исследовательская беседа. С его помощью исследователь изучает мнение и отношение педагогов и учащихся к тем или иным педагогическим факторам и явлениям, получая возможность составить глубокое представление о сущности и причинах изучаемого явления.

Методы конкретно–социологических исследований объектов педагогики тесно примыкают к исследовательской беседе. К числу таких методов относятся методы анкетирования, интервьюирования, экспертных оценок результатов деятельности, высказываний и суждений детей.

Большое значение для педагогических исследований имеет анализ документов: классных журналов, ведомостей успеваемости за прошедшее время и т.д.

Психофизические методы и методики также играют определенную роль в сборе эмпирического педагогического материала. В таких исследованиях фиксируется характер протекания физиологических процессов, что свидетельствует о глубине переживаний объекта, эффективности воздействий и взаимодействий.

Высокую эффективность исследования обеспечивает эксперимент. В его ходе целенаправленно создается ситуация, в которой исследуемое свойство выделяется, проявляется и оценивается. Эксперимент, в отличие от педагогического наблюдения и исследовательской беседы, является активным методом исследования благодаря вмешательству в ситуацию со стороны исследователя. Эксперимент заключается в специальной организации педагогической деятельности учащихся с целью проверки и обоснования тех или иных теоретических разработок или гипотез.

Для осмысления и обогащения эмпирического материала существуют методы теоретического исследования. Суть их заключается в анализе, оценке, обобщении, приведении в систему эмпирического материала. В помощь этим методам приходят общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, системно–структурный анализ и т.д.

Решая социально–практические задачи, педагогика раскрывает закономерности педагогического процесса, управления образовательными и воспитательными системами.

Процесс решения педагогической задачи

С понятием «способ решения» тесно связано понятие «процесс решения» задачи. Процесс решения педагогической задачи может быть описан как реализация некоторого способа, как «фрагмент функционирования решателя», осуществляемый им при решении задачи или с целью ее решения.

Процесс решения педагогической задачи – это всегда творчество. В его этапности выражается диалектика взаимопереходов теоретического и практического мышления. На первом этапе осуществляется анализ педагогической ситуации, включающий в себя ряд операций, завершающихся выработкой и принятием диагностических решений. Сама диагностика при этом включает в себя диагностику индивидуального или группового поступка, личности и коллектива, на основе чего прогнозируются результаты обучения и воспитания, а также возможные трудности и ошибки учащихся, их ответные реакции на педагогические воздействия.

Такая работа теоретического мышления, направленная на изучение ситуации, перерастает в теоретическую формулировку конкретной педагогической задачи и определение необходимых и достаточных условий для ее эффективного решения. Другими словами, педагогическое целеполагание сопровождается анализом и мысленным отбором имеющихся средств достижения искомого результата и завершается проектированием воздействий и взаимодействия.

Когда педагогическая задача решена теоретически, наступает следующий этап – этап ее осуществления на практике. Однако теоретическое мышление не уходит со сцены, а лишь отодвигается на второй план, выполняя функции регулирования и корригирования, благодаря которым происходит перестройка педагогического процесса на основе непрерывно поступающей информации.

Заканчивается решение педагогической задачи новым выдвижением теоретического мышления на передний план. Здесь осуществляется итоговый учет и оценка полученных результатов на основе сопоставления с имевшейся моделью требуемого результата. Результаты этого анализа, в свою очередь, составляют необходимую базу для выдвижения теоретического обоснования и решения новой педагогической задачи.


Прочие статьи:

Сущность, цели и задачи системы М. Монтессори
Главная цель педагогики Монтессори воспитание свободного и самостоятельного человека с чувством собственного достоинства. Принцип Монтессори - педагогики состоит в том, что ребенок творит себя сам, в собственной деятельности. Сознание ребенка впитывает все окружающее как губка. Образование ребенка ...

Размещение и хранение игрушек
Предметно-игровая среда часто определяет тематическое содержание и характер детских игр. Одним из условий, способствующих полноценному развитию детской игры, является не только педагогически целесообразный подбор игрового материала, но и возможность для ребенка свободно пользоваться им. В детском с ...

Характеристика методов и выборки исследования
Основным методом исследования является опрос – анкетирование. Опрос – метод сбора первичной информации основан на непосредственном или опосредованном взаимодействии социолога с респондентом. Социологический опрос направлен на получение информации о массовых процессах, которые описываются статистиче ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru