Реальный процесс психического развития ребенка включает гораздо более широкий круг психических свойств и способностей, которые необходимо учитывать при построении обучения и воспитания. Главное же - развитие каждого ребенка идет своим особым путем, в котором общие закономерности проявляются в индивидуальной форме. И если учет возрастных особенностей психологического развития является основой разработки общей стратегии требует выявления и учета индивидуальных особенностей.
Таким образом, в настоящее время ведущая тенденция развития науки заключается в обращение к своим мировоззренческим истокам, «возвращение» к человеку, т.е. происходит гуманизация науки. Это и особенность современной социальной практики. Переориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, — важнейшая задача, поставленная самой жизнью. Ее решение требует в первую очередь разработки соответствующей методологии.
Но сложившаяся система образования все усилия направляла на то, чтобы приспособить человека к обстоятельствам жизни, учила его мириться с якобы неизбежными трудностями, но не учила гуманизировать жизнь, изменять ее по законам красоты, нравственности. Сегодня стало очевидным, что от содержания и характера направленности личности зависит решение социальных и экономических проблем, безопасность человека и даже существование всего человечества. В настоящее время повысился спрос на гармонично развитую, социально активную и творческую личность, способную самостоятельно принимать решения и лично отвечать за их реализацию. Первостепенное значение приобрели качества индивидуальности каждой личности.
Но материально-организационная база образования в настоящее время слишком слаба и неразвита, чтобы удовлетворять данную потребность общества. В современной школе человеческие ресурсы остались практически невостребованными. Наиболее яркие индикаторы этого — консервация традиционного образовательного процесса, слабый уровень развития андрагогики (теории и практики образования взрослых), существующий разрыв между уровнем развития теорий личности и возможностями их использования в практике образования.
Удовлетворить потребность общества в гуманизации образовательного процесса могут личностно-ориентированная (в настоящее время ее принято назвывать личностно-социальная), социально-ориетнированная методики образования.
Процесс социально-ориентированного обучения происходит с помощью синтеза психологии и гуманитарной культуры и влияет на состояние и внутренней, и внешней мотивации, изменяет самосознание, способствует возникновению чувства компетентности, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Более того, знание социальных норм способствует развитию социальной компетентности, как главной составляющей социально-ориентированного обучения.
Заслуживает внимания, на наш взгляд, и личностно-ориентированная направленность, означающая безусловный приоритет интересов и запросов развивающейся личности, учет ее своеобразия и возможностей, максимальную реализацию и самореализацию, развитие рефлексии, предоставление условий для проявления задатков растущего человека.
Прочие статьи:
Текст в формировании речевых умений и языковых навыков
Текст - объединённая смысловой связью последовательность высказываний, основными свойствами которой являются самостоятельность, целенаправленность, связность и цельность. Самостоятельность текста связана с его ограниченностью в пространстве и времени и принадлежностью одному (в том числе и коллект ...
Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и
коммуникационных технологий
В первой главе нами были раскрыты теоретические обоснования проблемы. Во второй главе мы предлагаем рассмотреть возможность использования информационных технологий при организации проектной деятельности на уроках естествознания в начальной школе.
Главная цель нашей работы заключалась в выявлении ...
Категориальный аппарат педагогики: педагогическое взаимодействие
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействи ...