Первоначально анализировались относительно простые и замкнутые системы типа терминов родства, названий животных, военных и иных номенклатур и даже высказывалась мысль, что исчерпывающее разложение значений на дифференциальные признаки возможно только в рамках таких систем. Однако в обстоятельной книге М. Матьо (Матьо 1968) принципы анализа по дифференциальным признакам были распространены на гораздо более широкие слои лексики.
Традиционная теория дифференциальных семантических признаков была существенно дополнена в 60-х годах концепцией интегральных признаков, в силу которой в значение слова могут входить такие семантические компоненты, по которым оно не противопоставляется никаким другим значениям в пределах определенного тематического круга слов. Для слов сын и дочь признак степени родства является дифференциальным, поскольку именно он лежит в основе противопоставления сын - племянник, дочь - племянница, а для слова дети тот же признак оказывается интегральным, так как противопоставленного детям родового названия для племянников и племянниц в русском языке нет. В связи с этим было сделано наблюдение, что в лексике преобладают эквиполентные, а не привативные оппозиции (ср. бор = "большой густой хвойный лес" - роща = "небольшой, обычно лиственный лес" при отсутствии однословного выражения для значений "небольшой густой хвойными лес", "большой лиственный лес" и т.п.).
Наряду с существенными семантическими признаками значений (дифференциальными и интегральными) было признано необходимым рассматривать в ряде случаев несущественные признаки, называемые "ассоциативными" или "потенциальными". Для слова молния, например, таким признаком является быстрота, для слов дед и бабка - старый возраст, для слов дядя и тетя - тот факт, что они обычно старше eгo, и т.д. Учет ассоциативных признаков важен потому, что во многих случаях они служат основой различных метафорических переносов, ср. телеграмма-молния; дяденъка и тетенька в обращении и т.п.
Одновременно высказывались ценные мысли об отношениях между признаками в составе толкования. Хотя разложение лексического значения на дифференциальные семантические признаки в принципе обходится без синтаксиса (жеребец = "лошадь + самец" = "самец + лошадь", т.е. лексическое значение представляется как неупорядоченное множество юнктивно связанных компонентов), многие авторы не удовлетворялись этим представлением. Так, У. Гуденаф и Ф. Лаунсбери постулировали отношение притяжательности между именами признаков по крайней мере при записи значения на денотативном уровне (племянник = "сын брата или сестры").
Таким образом, для теории и практики "компонентного анализа значений" характерно признание иерархической организации значения на основе его дифференциальных признаков, имеющее общие черты с представлением о том, что всякое лексическое значение обладает определенной синтаксической структурой.
3. Философская и логическая традиция толкования значений слов, восходящая к временам античности (Аристотель), богато представленная в 17-18 веках (Локк, Лейбниц, Спиноза) и возрождающаяся в наше время. В типичных для этого направления работах выражаемое словом понятие анализируется в составе целого высказывания и в связи с той ситуацией, которая им описывается, причем делается попытка свести большое число сложных понятий к небольшому числу простых и эффективно различить любые два понятия.
4. Исчисление высказываний математической логики, давшее метаязыку семантики основы рекурсивного синтаксиса с правилами образования и преобразования; существенными чертами этого синтаксиса являются:
а) различение имен отношений, или предикатов, и имен предметов, по отношению к которым предикаты играют роль синтаксически господствующих элементов, использованное лингвистической семантикой для определения и записи лексических значений;
Прочие статьи:
Значение аппликации в воспитании и развитии
ребенка-дошкольника
Аппликация считается разновидностью художественной деятельности, предусмотренной «Программой воспитания и обучения в детском саду» для дошкольников. Знакомясь на занятиях и самостоятельно с материалами, техникой и способами обработки бумаги, ребята приобретают навыки графического и пластического и ...
Творческого воображение младших школьников
В работах многих педагогов и психологов (Л.С. Выготский, Л.М. Шварц, О.Н. Никифорова, Л.С. Рубинштейн и др.) нашло отражение понятие о воображении, его видах и способах развития.
Л.С. Выготский, показывая, что проблема воображения в классической психологии либо целиком сводилась к проблеме памяти ...
Организация учебного сотрудничества на уроках иностранного
языка в классах общеобразовательной школы
Организация учебного сотрудничества на традиционных занятиях
При организации учебного сотрудничества на традиционных занятиях, мы рассмотрим некоторые этапы подготовки и проведения урока:
1 Этап.
Выбрать тему, цель и задачи урока.
Как известно, цель и задачи определяют основные виды деятельнос ...