Особенности методики проведения учебного занятия

Новая педагогика » Тест как объективное средство контроля » Особенности методики проведения учебного занятия

Страница 3

Надежность теста – это вопрос о том, в какой мере его повторение приведет к тем же результатам. Повышению надежности теста способствует его простота, строгое соблюдение условий тестирования, исключение возможности влияния посторонних факторов (подсказки, списывания и т.п.)

Прогностическая ценность теста означает, что тест должен быть таким, чтобы результаты обследования могли быть использованы в последующей деятельности, например, при повторении плохо усвоенного материала.

При составлении тестов должны учитываться также следующие требования:

строгое соответствие источникам информации, которыми пользуются учащиеся;

простота – каждое задание должно заключаться в требовании от испытуемого ответа только на один вопрос;

однозначность – формулировка задания должна исчерпывающим образом разъяснять поставленную перед испытуемым задачу, причем язык и термины, обозначения, графические изображения и иллюстрации задания и ответов к нему должны быть безусловно и однозначно понятными учащимся.

При выборе критериев оценки тестов также учитываются мыслительные навыки, которые должны быть получены учащимися в процессе обучения:

информационные навыки (узнает, вспоминает),

понимание (объясняет, показывает),

применение (демонстрирует),

анализ (обдумывает, обсуждает),

синтез (комбинирует, моделирует),

сравнительная оценка (сравнивает по параметрам).

Это позволяет определить уровень сложности теста.

В процессе усвоения материала обучаемый последовательно достигает четырех уровней, каждый из которых обозначает приобретение им определенного нового качества. При этом последующий уровень усвоения не может быть достигнут, если учащийся не освоил предшествующий уровень знаний.

Тесты, разработанные с учетом уровней усвоения, позволяют оценить качество усвоения.

Для проверки качества усвоения материала на первом уровне (уровне знакомств) должны использоваться тесты, требующие выполнения действий направленных на узнавание. Это – распознавание, различение, классификация объектов, явлений и понятий.

Тесты первого уровня – это тесты на опознание (“да” - “нет”) и тесты на различение (избирательные и выборочные).

Тесты второго уровня требуют от учащихся выполнение действий по воспроизведению по памяти информации об объекте изучения. Например:

дополните текст …; (испытуемый должен дать полную формулировку)

напишите формулу …; (необходимо написать лишь нужную формулу)

Можно выделить два типа тестов второго уровня: тесты на дополнения или подстановку, тесты на понимание и воспроизведение.

Тесты третьего уровня требуют от испытуемого умения применять усвоенную информацию в практической деятельности для решения типовых и некоторых нетиповых заданий. При этом всегда имеет место продуктивная деятельность учащегося в результате которой приобретенные знания проверяются на уровне умений. Такими тестами являются задачи, требующие готового способа решения, без его существенного преобразования. Воспроизведение и использование знаний происходит в том виде, в котором они были усвоены в процессе обучения.

Тесты четвертого уровня требую таких знаний и умений, которые позволяют принимать решения в новых проблемных ситуациях. К этому уровню относятся задания, для выполнения которых испытуемый должен ориентироваться в сложной, незнакомой ему ситуации.

Существуют методики составления тестовых заданий, которые используют структурированную нелинейную модель знаний в виде ориентированного семантического графа понятий и две формы представления тестовых заданий: каноническую (вопрос - 4 варианта ответов) и открытую (не содержащую вариантов ответов). Текстовые задания объединяются в группы по разделам, темам и классам эквивалентности. Класс эквивалентности тестовых заданий - это множество однотипных и одинаковых по сложности заданий, таких, что выполнение одного из них гарантирует выполнение других.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори
О значении материала. Следует отметить, что из-за того, что дидактический материал находится на виду, его роль по сравнению с другими элементами подготовленной среды в методе Монтессори часто преувеличивается. Кроме того, в некоторых случаях неправильно понимается его цель. Это не учебное оборудова ...

Признаки, цели и фукции современного урока изобразительного искусства
Современный урок изобразительного искусства как часть общего процесса обучения в полной мере отвечает обще дидактическим закономерностям, принципам и методам процесса обучения и несёт в себе особенности предметного содержания — эстетической действительности, выраженной языком пространственных искус ...

Структура, содержание и виды сюжетно-ролевой игры
Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаютс ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru