Общая характеристика эмоций

Полноценное развитие личности ребёнка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды. Положительные эмоции повышают психическую активность, настраивают на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции снижают психический тонус и обусловливают пассивные способы защиты. Однако, такие отрицательные эмоции, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне.

Эмоции (точнее, их внешнее выражение) могут многое рассказать о ребёнке. Достаточно воспитателю научиться их правильно читать, и можно быть почти уверенным, что он правильно распознаёт состояние ребёнка.

Внешнее выражение эмоциональных состояний – экспрессия. Мимика и поза, жесты и движения, интонация и темп речи расскажут о внутреннем состоянии ученика. Немного поупражнявшись, даже начинающий педагог без труда узнает, что выражает мимика ребёнка – радость или печаль, страх или гнев, удивление или безразличие. Но первое, на что обычно обращается внимание, – это общее состояние ребёнка: возбуждённое, нормальное или угнетённое. Хорошо известны признаки возбуждения: высокий, пронзительный, зычный или дрожащий голос, свидетельствующий о волнении, смена скорости и темпа речи, потеря пауз, разрыв слов. Забывание того, что хотел сказать, свидетельствуют о тревоге и растерянности. Мимика и речь, интонация дополняются жестами, позами, состоянием одежды. Непринуждённая поза свидетельствует об уравновешенном состоянии, напряжённая выдаёт волнение.

Учитель моментально схватывает, объединяет и осмысливает всё увиденное. Связывая звенья поступков, выражений, эмоций ребёнка в единое целое, он понимает и объясняет себе его внутренне состояние, его мотивы, позицию, духовно – культурный потенциал, способности и возможности. Но этого недостаточно. Если учитель сделает совершенно правильные выводы, безошибочно распознает внутренне состояние ребёнка, но останется при этом посторонним наблюдателем, регистратором событий, то он мало поможет ребёнку. Эмпатия, готовность сопереживать и прийти на помощь, принять воспитанника со всеми его недостатками – естественный порыв души педагога – гуманиста и один из важнейших принципов его работы.

Эмоции – это конкретное переживание в данный момент, вызывающее конкретные действия, поступки. Иногда понятия эмоции и чувства считают тождественными, но это совершенно разные понятия. Чувства – более устойчивое, сложное, постоянное эмоциональное состояние.


Прочие статьи:

Анализ произведения изобразительного искусства на уроке
Сегодня преподавание изобразительного искусства в школе не без привлечения в качестве источников различных памятников культуры: исторических, музыкальных, литературных и др. Изучение их повышает интерес школьников к изобразительному искусству, способствует выходу на качественно новую ступень видени ...

Возрастная периодизация и возрастные особенности средних школьников
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития . Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом уче ...

Психологическая характеристика типов темперамента
Эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия и от активности содержательных и динамических особенностей обучаемого. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К этим внутренним условиям, например, п ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru