Полноценное развитие личности ребёнка в детстве связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система, как и когнитивная, обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды. Положительные эмоции повышают психическую активность, настраивают на решение той или иной задачи. Отрицательные эмоции снижают психический тонус и обусловливают пассивные способы защиты. Однако, такие отрицательные эмоции, как гнев, ярость, усиливают защитные возможности организма, в том числе и на физиологическом уровне.
Эмоции (точнее, их внешнее выражение) могут многое рассказать о ребёнке. Достаточно воспитателю научиться их правильно читать, и можно быть почти уверенным, что он правильно распознаёт состояние ребёнка.
Внешнее выражение эмоциональных состояний – экспрессия. Мимика и поза, жесты и движения, интонация и темп речи расскажут о внутреннем состоянии ученика. Немного поупражнявшись, даже начинающий педагог без труда узнает, что выражает мимика ребёнка – радость или печаль, страх или гнев, удивление или безразличие. Но первое, на что обычно обращается внимание, – это общее состояние ребёнка: возбуждённое, нормальное или угнетённое. Хорошо известны признаки возбуждения: высокий, пронзительный, зычный или дрожащий голос, свидетельствующий о волнении, смена скорости и темпа речи, потеря пауз, разрыв слов. Забывание того, что хотел сказать, свидетельствуют о тревоге и растерянности. Мимика и речь, интонация дополняются жестами, позами, состоянием одежды. Непринуждённая поза свидетельствует об уравновешенном состоянии, напряжённая выдаёт волнение.
Учитель моментально схватывает, объединяет и осмысливает всё увиденное. Связывая звенья поступков, выражений, эмоций ребёнка в единое целое, он понимает и объясняет себе его внутренне состояние, его мотивы, позицию, духовно – культурный потенциал, способности и возможности. Но этого недостаточно. Если учитель сделает совершенно правильные выводы, безошибочно распознает внутренне состояние ребёнка, но останется при этом посторонним наблюдателем, регистратором событий, то он мало поможет ребёнку. Эмпатия, готовность сопереживать и прийти на помощь, принять воспитанника со всеми его недостатками – естественный порыв души педагога – гуманиста и один из важнейших принципов его работы.
Эмоции – это конкретное переживание в данный момент, вызывающее конкретные действия, поступки. Иногда понятия эмоции и чувства считают тождественными, но это совершенно разные понятия. Чувства – более устойчивое, сложное, постоянное эмоциональное состояние.
Прочие статьи:
Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных
стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в ву ...
Изучение влияния тестов на формирование грамматических
навыков учащихся 6 класса
Педагогическую преддипломную практику мы проходили в школе №255 Адмиралтейского района у учителя Зеленковой Ольги Алексеевны. Мы работали с учащимися 6, 1, 3 классами.
Цель нашей дипломной работы - изучить эффективность тестов как средства контроля на уроках английского языка в 6 классе.
Для дос ...
Сущность социализации
Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Приспособление – процесс и результат встречной активности субъекта и социальной среды. Адаптация предполагает согласование требований и ожиданий социальной среды по отношению к человек ...