Обоснование немецкого метода С. Гейнике

Страница 1

Самуэлю Гейнике, основателю сурдопедагогики в Германии, обучение глухих людей устной речи обязано своим дальнейшим развитием и обоснованием.

Основополагающий тезис о том, что звуковая речь у глухого связана с речедвигательными ощущениями и может стать для глухого речью с самим собой, т. е. внутренним сопровождением мышления, моментом, обусловливающим потребность в словесной речи, стал исходной точкой дальнейшего развития устного метода для будущих поколений.

В психолингвистическом ключе Гейнике описал процесс перехода глухого ребенка от диффузного речевого мышления к устному мышлению. «Когда ребенок начнет устно обозначать названия известных вещей, только тогда его представления становятся более ясными. Тут начинает развиваться мышление человека, т. е. он начинает упорядочивать и сплетать друг с другом усвоенные понятия, обозначенные звучащими названиями . с помощью речи ребенок развивает все больше понятий, он думает, бодрствуя и засыпая, и благодаря этому у него возникает упорядоченное, членораздельное мышление, которое он сохраняет всю жизнь».

В другом месте Гейнике объясняет, как глухой человек учится «разумно» думать благодаря соединению речедвигательных ощущений как адекватной замены звуков, подобно восприятию слышащим человеком настоящих звуков. «Эти речедвигательные ощущения, будучи связанными со всеми нашими понятиями, примешиваются к ним, как бы впечатываются в них . И с помощью этих математических и динамических связей мысли мы присоединяем умозаключение к умозаключению, отвлеченные понятия к отвлеченным понятиям».

Психолингвистическая позиция Гейнике основана на предпосылке, что речедвигательные ощущения в обучении глухого произношению представляют собой эквивалент слухового восприятия речи слышащим человеком. Они, «как скрытые заводные пружины, которые обеспечивают взаимосвязи, способствуют произвольности движений и поднимают наш разум к общим абстрактным, трансцендентным мыслям», становятся для глухого настоящей системой символов, своего рода инструментом. С помощью речи глухой приобретает способность обозначать «представляемые внутри вещи и предметы по их форме и свойствам». В соответствии с символическим характером речи представления о предметах в нашем мышлении обладают не полным осознанием, а лишь частичным.

С точки зрения психологии речи Гейнике точно указал место каждой знаковой системы, используемой при формировании речи у глухого ребенка. Основой всего процесса является устная речь. В отличие от «французского метода» письменная речь у Гейнике занимает только второе место: « .устная речь должна использоваться глухонемым прежде всего для развития мыслей, а письменная речь должна основываться только на устной речи, так же как и у слышащих». Он поясняет, что «устная речь — это основа способа обучения глухих от рождения . а письменную речь следует рассматривать как тень словесной речи».

Гейнике отвергал письмо как основу обучения речи, однако признавал его функцию важного вспомогательного средства. Естественные жесты и пантомимические изображения он также определил как вспомогательные средства при разъяснении значений слов и их взаимосвязей. Жесты как средство сообщения Гейнике сознательно отвергал. Дактильную речь как дополнительную систему он изгнал, ссылаясь на отрицательный опыт при обучении.

С позиций психологии речи метод Гейнике можно охарактеризовать как методику, которая, имея цель — развить у глухого способность к мышлению на основе словесной речи, стремится к прямому соединению знаков словесной речи с чувственными впечатлениями. При этом жесты служат вспомогательным средством для объяснения содержания, а письмо — вторичным речевым средством, имеющим характер поддержки.

Понимание Самуэлем Гейнике значения словесной речи для умственного развития человека и его человеческой сущности, сформировавшееся у него благодаря работам по философии языка эпохи Просвещения и Классицизма, — это только один из моментов защиты идеи развития словесной речи у глухого человека. Из его работ отчетливо видно, что он обращается к устному методу и решительно защищает его от критиков на основе своего практического опыта.

На протяжении всей своей образовательной деятельности, начало которой было положено задолго до создания его собственной школы, Гейнике постоянно совершенствовал свои методические подходы. Сначала он пытался обучать своих учеников словесной речи на основе письменной. После того как он не достиг намеченных результатов из-за того, что процент забываемости учениками письменных образов был весьма высоким, он приступил к тщательному изучению характера мышления и особенностей умственной деятельности глухонемых в поисках путей выведения их из немоты. Он наблюдал, что глухие, не владеющие речью, спонтанными и нечленораздельными речевыми проявлениями выражают свои чувства. Методический подход, опирающийся на устную речь, оказался очень успешным, и Гейнике сделал «звуковую речь» основой своего метода. Обучение звукам он сначала пытался вести с помощью вкусовых ощущений как замены слуховых и выдавал это действие за «Arkanum» — тайну искусства выведения глухого из немоты.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Разработка плана занятия на основе технологического подхода
План проведения занятия по дисциплине «Ревизия и аудит» Тема: Основные приемы и этапы проведения проверки предприятия Группа: Бк-32 Дата: « » 20 г. Тип занятия: комбинированный Вид занятия: лекция Цель: обучающая – ознакомление учащихся с приемами документального и фактического контроля, приемами к ...

Характеристика современной системы общего образования в Российской Федерации
Результаты анализа современного состояния российского образования свидетельствуют о том, что отечественная образовательная система, демонстрируя внешнюю целостность, сохраняет внутри себя проблемы и противоречия. Важным фактором, влияющим на развитие российского образования, продолжает оставаться д ...

Традиции и события семейного значения
Важную роль играют семейно-бытовые традиции в формировании идейно-нравственных качеств, всей нравственно-эстетической культуры советского человека. Их поддержка и развитие осуществляется в основном путём коллективного участия в событиях семейного общенародного значения и организации досуга как в се ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru