В опубликованных работах Гейнике содержится весьма мало сведений о методических и дидактических приемах работы по формированию словесной речи. В них имеются лишь отрывочные ссылки на практическую работу и нет завершенной картины описания его метода. От детально разработанного учебного процесса сохранились только отрывки, так как Гейнике не смог напечатать книгу вследствие финансовых затруднений.
Первая программа обучения и воспитания глухого ребенка по устному методу была создана М. Рейхом (родился в 1782 г.) и во многом опиралась на идеи Беккера. Рейх с 1810 г. работал в школе Гейнике и стремился к реформированию основных положений к обучению устной речи. Он составил указание для первых занятий с глухим ребенком, предназначенное для учителей народной школы, которым приходилось обучать отдельных учеников с нарушенным слухом, встречавшихся в школьной среде2. Ступенчатый учебный план, направленный на сознательное усвоение речи, был основан на линейном процессе обучения. Так как словесная речь для глухого должна была стать в определенном смысле интеллектуальной собственностью, школе необходимо было так организовать учебный процесс, чтобы «не пропустить ни одной ступени, не забегать вперед, соблюдать продвижение к цели, начиная от близкого к далекому, от простого к сложному, от легкого к трудному, от знакомого к незнакомому через наблюдение нового». Рейх неоднократно подчеркивает, что язык должен использоваться глухим как инструмент: цель речевой работы в том, чтобы дать ребенку речь «как инструмент в руки, инструмент мышления, средство взаимоотношений и средство дальнейшего самообразования». При ступенчатом формировании речи Рейх исходит из накопления словесных понятий. Взаимосвязи, выраженные в речи, как ведущая основа, доводятся до уровня осознанной ясности структуры предложений и закрепляются через подражание, упражнения и применение. На второй ступени обучения (средние классы) в центре внимания на занятиях — ежедневные события. Эти события записываются в дневники.
Учебный процесс Рейха был структурирован следующим образом:
I. а) развитие мышления в пантомимических беседах;
б) артикуляция и письмо, формирование словесной памяти (назывные слова);
в) рисование;
г) подготовка к счету.
II. а) продолжение пантомимических бесед с использованием речевых выражений; б) автоматизация материала устной речи, списывание, чтение.
III. Прилагательные — первые вопросительные слова — слова, определяющие пол, — образование многозначных чисел — простейшие формы предложения — отрицание — предлоги — счет.
IV. Понятие рода — глаголы и их спряжение — степени сравнения — двухсоставные предложения — союзы — письменные работы — обсуждение — счет.
V. Сложные понятия — упражнения с глаголами — временные отношения — дневник — библейские истории — счет — упражнения на время.
VI. История дня — свободное сочинение — письма и деловое сочинение — чтение — свободная беседа — факты, сведения — ремесло — прикладной счет — библейские истории — Закон Божий.
Влияние предложенного Рейхом учебного процесса на дидактику и методику устно-речевого обучения глухих было ограниченным, так как он предназначался только для учителей народной школы, которые вели начальное обучение.
Несравненно большим было влияние на специалистов работ В. А. Егера, трудившегося в первой половине XIX столетия. Егер написал учебное пособие в четырех томах — «Руководство к обучению глухих детей», основанное на принципе обучения устной словесной речи и предназначенное для учителей школ для глухонемых. Это пособие включало также набор картинок, прописи, книгу для чтения и словарь и в целом представляло собой первую завершенную и систематически изложенную методику обучения глухих устной словесной речи. Благодаря широкой литературной деятельности Егера в различных специальных журналах его методика на протяжении десятилетий использовалась в практике немецких специальных учреждений.
Прочие статьи:
Поиски новых подходов в реализации Государственных образовательных
стандартов в подготовке историков в 90-е гг. XX века
Провозглашенные в ходе реформ 90-х гг. цели создания демократического государства в России, его возрождения и возвращения в мировую цивилизацию, потребовали качественного и структурного изменения системы образования, преодоления технократических подходов и обновления исторического образования в ву ...
Педагогическая задача
Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:
1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б.Г. Ананьев, Н.В. Кузьмина);
2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащ ...
Социальные ценности
Понятие "социальный", как правило, тождественно понятию "общественный", понятие "социум" - понятию "общество". Чаще всего понятие "социальный" означает "относящийся к человеку как общественному существу".
Хотя мы не можем "социально ...