Условные графические наглядные пособия

Новая педагогика » Наглядность как дидактический принцип обучения » Условные графические наглядные пособия

Страница 1

Условными называются такие графические наглядные пособия, в которых основная закономерность или суть явления выражена символизирующими средствами. Поэтому условными наглядными пособиями считаются графики, диаграммы, схемы и т. д. Картину или фотографию к этой категории наглядных пособий отнести нельзя. Условные наглядные пособия применяются особенно часто для выражения количественных соотношений. Они просты в изготовлении, удобны в применении, хотя и не всегда достаточно выразительны.

Диаграммы — самый распространенный вид условных наглядных пособий; основное их назначение — наглядно выразить количественные соотношения. Диаграммы можно подразделить на столбиковые, квадратные, многоугольные, кубические, круговые, кольцевые, фигурные и объемные. Нередко в одном наглядном пособии могут сочетаться различные виды диаграмм; кроме того, каждый вид может быть усложнен.

Столбиковые диаграммы применяют для графического выражения абсолютных величин. Чаще всего столбики на них располагают по принципу от больших к меньшим. На них изменение явления можно показать не только в пространстве, но и во времени. В последнем случае новая величина строится в противоположном направлении .

Как наглядные пособия иногда применяют сочлененные и совмещенные диаграммы, с помощью которых можно показать динамику нескольких явлений.

Иногда в качестве наглядных пособий применяют подвижные столбиковые диаграммы. Они удобны тем, что при изменении количественных показателей чертить новую диаграмму не нужно, необходимо заменить лишь основные показатели и соответственно высоту столбиков, выражающих новые количественные показатели. Для изготовления столбиковых подвижных диаграмм можно использовать и цветные шелковые ленты разного цвета, но одинаковой ширины. Из лент делают полукольцо, которое связывают тонкими, незаметными издали капроновыми нитками. С их помощью цветные ленты выдвигают на нужную величину. Так же их можно изготовить на компьютере.

В биологии часто применяют круговые диаграммы. Они уместны тогда, когда нужно показать удельный вес определенного явления в общей сумме их. Правила построения таких диаграмм несложны.

Подобно столбиковым круговые диаграммы также могут быть подвижными. Круговые диаграммы могут составлять целую серию и выражать отдельные, иногда мало связанные друг с другом закономерности. Серией диаграмм можно показать удельный вес того или иного явления и изменение общих, абсолютных показателей.

Диаграмма нагляднее отражает явление, если ее форма хотя бы отдаленно напоминает изображаемое явление.

Разновидностью диаграмм может служить организационная диаграмма.

Мы говорили о диаграммах, изображающих явления и величины с помощью простых геометрических фигур. Большую и разнообразную группу диаграмм составляют фигурные диаграммы, на которых величины выражены масштабными рисунками-силуэтами. Тематика и способы выполнения их различны.

Большую группу условных наглядных пособий составляют схемы, связанные с диаграммами рядом постепенных переходов. Как правило, схема упрощенно отображает и само явление и связи между его отдельными сторонами. Но, освобождая наше восприятие от второстепенных деталей, она помогает лучше понять главное, уяснить то, на что подчас требуются многие страницы текста.

Содержание схем может быть самым различным, их число и композиция практически не ограничены. Особенно часто применяются классификационные схемы. Они, конечно, не составляют специфики биологии. Примером может служить схема структуры организма человека. Сугубо биологический характер имеют схемы, на которых показано строение и органов и систем органов, протекание тех или иных процессов в организме.

Фигурные диаграммы, таблицы и схемы имеют некоторые общие черты со схематическими рисунками самого различного содержания. Ограничимся краткой характеристикой наиболее широко применяемых рисунков. Их достоинства состоят в том, что в отличие от картин и фотографий они освобождены от второстепенных деталей, основное содержание выступает в них четко и выразительно. Поэтому рисунки содействуют быстрому достижению целей обучения. Очень часто применяются рисунки-разрезы, на которых изображают внутреннее строение органов, клеток, тканей и т. д.

Мы вели речь о выполнении рисунков на бумаге и другом материале тушью, красками или карандашом. Но в практике преподавания биологии нельзя забывать и о классной доске, роль которой иногда незаслуженно принижается. Известный методист-географ И. И. Заславский писал: « .когда я замечал, что ни мое объяснение, ни демонстрируемое пособие должного представления у учащихся не создает, моя рука невольно тянулась за мелом, и на доске появлялся экспромтом рисунок, может быть, не всегда удачный, но зато почти всегда всех удовлетворявший».

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи ...

Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана
Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. На ...

Табакокурение – страсть духовная
«Курить – бесам кадить». Русская присказка Получение удовольствия через сигарету – это первый опыт получения удовольствия через химические вещества (табак открывает ворота наркотикам). С самого детства в нашей стране подталкивают к курению: работают СМИ, реклама, скрытая реклама через фильмы. Р ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru