Характеристика средств профессионально-педагогического общения

Новая педагогика » Педагогическая деятельность » Характеристика средств профессионально-педагогического общения

Страница 1

Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого процесса, организуя его и управляя им.

Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, способности помогать ученикам обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями. Общий язык с учащимися это не язык команд, а язык доверия.

Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.

В системе профессионального педагогического общения взаимодействуют вербальные (речь) и невербальные средства общения (жесты, мимика).

Особенностью речи учителя является ее направленность, обращенность к ученикам. Наблюдательный педагог всегда строит свою речь на предвидении возможной реакции на нее своих воспитанников. Он может заранее представить, как отреагирует на его слова скептик, в какой мере затронет речь легко ранимого ученика, какую оценку она найдет во взгляде такое предвидение поможет педагогу более рационально организовать свою речь, скорректировать ее при общении.

Владение технологией общения помогает педагогу организовывать правильное поведение в конкретной ситуации. Неверное педагогическое воздействие или неверная форма общения, выбранная для взаимодействия, может привести к конфликту между учителем и учеником. Учителю важно правильно использовать приспособления в общении, т.е. систему приемов( психологических, мимических, пантомимических, речевых, двигательных и и.д.

Общение выступает в трех аспектах:

· как средство решения учебных задач;

· как система социально-психологического обеспечения воспитательного процесса;

· как способ организации взаимоотношений преподавателей и студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание;

· как процесс воспитания личности и творческой индивидуальности.

Итак, преподаватель вуза предстает как инициатор и руководитель процесса общения, суть которого составляют система, приемы и навыки взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности педагога обучаемым.

Исследования проблем коммуникации в учебном процессе дают возможность выделить следующую структуру педагогического общения, органично связанную с творческой работой преподавателя. Этапы педагогического общения:

Прогностический этап: в процессе моделирования педагогом общения с группой, потоком в процессе подготовки к педагогической деятельности осуществляется планирование коммуникативной структуры будущей деятельности соответственно:

· педагогическим целям и задачам;

· общей педагогической и нравственно-психологической ситуации в аудитории;

· творческой индивидуальности самого педагога;

· индивидуальным особенностям студентов;

· предлагаемой системе методов обучения и воспитания.

Начальный период общения: организация непосредственного общения с аудиторией, группой. Важнейшими элементами этого этапа являются:

· конкретизация спланированной модели общения;

· уточнение условий и структуры предстоящего общения;

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Эмоциональные особенности развития младших школьников с ЗПР
Специалисты отмечают клиническое разнообразие ЗПР и её прогностическую неоднородность, а также указывают на нарушения в эмоциональном развитии при любом типе задержки психического развития в той или иной степени. Младшие школьники не только в норме, но и с ЗПР отличаются большой эмоциональной неуст ...

Анализ опыта реализации межпредметных связей
К сожалению, мне еще не приходилось работать с детьми ни в общеобразовательных учреждениях, ни в системе дополнительного образования, поэтому мне придется привести примеры из чужого опыта. Когда я начала писать этот раздел курсовой работы, я обратилась за помощью к своей бывшей учительнице алгебры ...

Существенные признаки вертикали школьных учебников
Методологическое единство и целостность содержательной предметной линии обеспечивается наличием общего научного редактора серии. Основой формирования единой вертикали школьных учебников может служить образовательная программа. Издательство “Просвещение” ежегодно готовит обновленные сборники образов ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru