Из истории обращения к фольклору

Страница 2

Грачи летят

Дети становятся в круг, один из них выходит на середину и поет:

Грачи летят, на всю Русь трубят:

Гу-гу-гу мы несем весну.

Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.

- Летят, летят! – кричат дети и поднимают руки.

- Журавли летят,

На всю Русь кричат:

Гу-гу-гу –

Не догнать нас никому

- Летят, летят! - повторяют все.

Поросята летят,

Полосаты визжат:

Хрю-хрю-хрю –

Надоело нам в хлеву.

- Летят, ле…! – ошибаются некоторые из детей и поднимают руки.

Кто ошибся, тот выходит из круга и дальше в игре не участвует. Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары и медведи летят.

Известно, что существовала строгая возрастная саморегуляция в жизни деревенских ребятишек. Они объединялись в определенные группы, которые имели в некоторых местах и свои названия – «младшие», «середёны», «старшие». Здесь соблюдалось неписаное правило: что было дозволено одним, не дозволялось другим.

Есть жанры и для поры вступления в зрелость. Типичный жанр неженатой молодежи – хоровод. Его функция многозначна. Как драматизированное действо хоровод по происхождению связан с древней обрядностью, а затем стал излюбленной формой массового молодежного гуляния. В древности молодежи поручалась определенная миссия в земледельческой магии. Следы этого сохранились, например, и в форме вождения хороводов (многие рисунки хороводов близки древней символике космических сил: круг, спираль, волнистая линия…), и в самом отношении молодежи к хороводам как важному, обязательному и сокровенному, а не только развлекательному времяпровождению. Хоровод был своеобразной школой общения, выходящего за пределы семьи, школой пребывания на людях. Здесь вырабатывалась высокая культура поведения, красивого жеста, совместного пения. Девушки в праздничных костюмах демонстрировали свое рукодельное мастерство.

В игровых формах хороводных песен, чаще веселых, молодежь приобщалась к знанию самых главных сторон жизни, ее уклада. Многие хороводные песни содержали пересказ трудовых земледельческих процессов, например: «А мы просо сеяли», 2Уж мы сеяли ленок» . Другие подготавливали к будущему вступлению в брак – «Отдавали молоду на чужую сторону» . Тема выбора пары нередко приобретала социально-сатирическое освещение, молодежь высказывала свое осуждение уродливым сторонам жизни: лени, пьянству, нервному браку, ханжеству церковников,… например «ай, во поле липонька», «Как под лесом, под лесочком» . В этих песнях происходила психологическая подготовка и к тем трудностям, которые ждали молодых людей в жизни.

Воспитание подрастающих членов общины входило в повседневность с ее ритмом труда и праздника, с ритмом возрастных переходов. Дети были вовлечены в трудовую жизнь семьи. Девочка семи-восьми леи становилась нянькой своих младших братьев и сестер, и вот уже она сама – исполнительница колыбельных, пестушек, потешек…Мальчик того же возраста шел в подпаски и усваивал вместе с навыками труда навыки изготовления нехитрых пастушеских музыкальных инструментов и игры на них. Во многих обрядах дети принимали специальное участие – колядовали, закликали весну. В некоторых русских деревнях на свадьбе в ритуале продажи косы невесты участвовал ее брат, как бы молод или мал он ни был. Дети становились преемниками и носителями вековых традиций, и это активизировало их отношение к жизни.

Так, следуя укладу жизни общины, ее многовековым традициям, формировалась личность растущего человека; приобретал он и специальные навыки, без которых его существование было бы неполноценным и даже невозможным.

Фольклористы, этнографы, а также ученые-диктаты, занимающиеся исследованием процессов обучения, стремятся проникнуть в суть народной педагогики. В настоящее время возникло особое направление в педагогической науке – этнопедагогика, изучающая народный опыт воспитания детей. Так называется и специальное исследование Г.Н.Волкова, посвященное и этой отрасли науки, и сферам влияния народного воспитания, и фольклору как сокровищнице народной педагогики.

Неоценимы музыкально-педагогические достоинства фольклорного материала. Напевы народных песен рождались как естественные проявления психофизических возможностей человека, его природных физиологических возможностей.

Мелодический рисунок народных песен органично связан с рельефом выразительных интонаций человеческой речи, возгласов-кличей. В детских песнях особенно заметна эта непосредственная связь с речевым интонированием. Диапазоны их, как правило, охватывают так называемые примарные тоны детского голоса и складываются из доступных каждому ребенку секундовых, терцовых и квартовых интонаций. «Детские песни построены преимущественно на традиционных, устоявшихся попевках-формулах. Усваивая их с самого раннего возраста, дети постигают народный попевочный словарь, лежащий в основе всего народного музыкального творчества. Выразительные, легко запоминающиеся попевки-формулы не только облегчают восприятие и воспроизведение детьми различных детских песен, но и нередко способствуют возникновению индивидуальных вариантов традиционных фольклорных образцов… Кроме того, традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух, но и их легкие, дыхание, голосовой аппарат…».

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Формирование математических способностей детей дошкольного возраста. Логическое мышление
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебника ...

Цель, задачи экспериментального исследования
На основании анализа психолого-педагогической литературы и выдвинутой нами гипотезы, целью экспериментального исследования является изучение особенностей письма у младших школьников. Экспериментальные задачи: 1. Подбор диагностических методик. 2. Установление критериев оценки выполнения заданий ...

Методические принципы обучения иностранному языку
К методическим принципам, характеризующим современное обучение иностранным языкам относится прежде всего принцип коммуникативной направленности обучения. Как известно, в методике обучения иностранным языкам основной смысл принципа коммуникативной направленности заключается в понимании того, что гл ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru