Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Страница 1

Одним из наиболее успешных способов развития творческого воображения является сочинение сказок.

В основном дети были заинтересованы в сочинении сказок. Но не сразу удалось пробудить в них это желание. По началу им просто предложили самим самостоятельно сочинить любую сказку и тем самым устроить конкурс творцов. А так как слабоумным никто из них не хотел показаться, они просто-напросто эти сказки пересказали от известных нам писателей, утверждая в собственном сочинении. Тогда мы решили пойти другим путем.

Кратко опишем общую стратегию работы со сказками. Эта стратегия реализуется в рамках нескольких этапов.

Первый – информационный – этап включает краткое знакомство с психологической трактовкой сказочного содержания, набором функций волшебных сказок (по В.Я.Проппу) и основными персонажами, встречающимися в сказках.

Второй – интерпретационный – подразумевает психологический анализ известных сказок.

Третий – сочинительский. Осуществляется первая попытка сконструировать сказку, опираясь на отдельные функции сказок. При этом в группе продолжает отрабатываться умение проводить психологический анализ сказок.

Четвертый – этап драматизации. Сказки разыгрываются и видоизменяются. Осуществляется поиск ресурсов для решения проблем.

Первый этап – информационный. На первом же занятии мы предложили учащимся записать те ассоциации, которые возникли у них в связи со словом «сказка». Это были определения этого понятия, названия конкретных сказок – в общем все, что приходило в голову.

Каждый из учащихся зачитывал свои записи. Обычно определения сказки встречались нечасто, но зато были яркими и неожиданными. Чаще предъявлялся ассоциативный ряд примерно такого плана: «детство», теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно». Во время обсуждения задавался вопрос о том, кому чьи ассоциации показались наиболее интересными и (или) близкими к собственным.

Затем мы предложили выяснить, как же трактуется сказка в науке. Вот несколько определений, взятых из разных источников:

1. «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» .

3. «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил» .

4. Произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» .

5. «Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел».

Итак, далеко не полный перечень определенной сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимании стремление авторов толковых словарей указывать на фольклорное происхождение сказки, но не фиксировать в определении такой вид сказки, как авторская.

Для разбора мы взяли одну из известных сказок «Колобок» («Теремок», «Курочка Ряба»). Возможны разные варианты работы с этой сказкой. В одном случае учитель сам прочитывает сказку (именно прочитывает – важно, чтобы учащиеся восприняли точный текст сказки). В другом - можно попросить детей прочесть сказку по кругу, при этом каждый из них читает небольшой кусочек, а затем передает книжку своему соседу. Мы выбрали второй вариант.

После прочтения сказки учащиеся разбиваются на двойки (или тройки, в зависимости от величины класса) и получают задание извлечь из нее се смыслы, которые только удастся. Чему учит эта сказка? После обсуждения в микрогруппах все найденные смыслы представлялись остальным ребятам. Каждое утверждение фиксировалось нами (мной) на доске. Явно совпадающие с уже зафиксированными смыслы, предлагаемые учащимися, повторно не записывались. Разумеется, в зависимости от состава группы результаты такой работы могут быть очень разными. В качестве иллюстраций можно привести перечень высказываний к сказке «Колобок», полученный в процессе работы.

1. Если хочешь чего-то добиться – не медли. Действуй решительно.

2. Хитростью можно многого добиться.

3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.

4. От судьбы не уйдешь (знай свое предназначение: в данном случае – быть съеденным).

5. Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.

6. Не хами первым встречным – это попросту опасно.

Разумеется, среди извлеченных смыслов сказки (а думается, это далеко не все) есть вроде бы противоречащие друг другу. Но так и должно быть, поскольку содержание народных сказок многослойно и насыщено символикой.

На последующих занятиях первого этапа учащиеся знакомятся с важнейшими принципами мифологии народных сказок, выделенным В.Я. Проппом:

1. Постоянными действующими элементами волшебных сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем, как и когда они выполняются.

2. Число функций, присущих действующим лицам волшебной сказки, ограничено. При этом в отдельно взятой сказке они не обязательно могут присутствовать все, но в содержании сказки обязательно вычленяются хотя бы некоторые из них.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Сущность понятия "тест"
В настоящее время в связи с растущей популярностью теста как формы контроля, существует множество определений этого понятия. Приведем некоторые из них: М.В. Гамезо дает следующее определение: тест - стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления кол ...

Обучение как способ организации педагогического процесса
Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным проц ...

Анализ существующих методик обучения младших школьников программированию
Алгоритмизация как часть программирования является основным, центральным элементом содержания курса информатики. Однако объём её изучения ее остается дискуссионным, что связано как с важностью осуществления фундаментализации курса, так и с необходимостью проведения профориентации на профессию прог ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru