Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого воображения при чтении сказок

Страница 1

Одним из наиболее успешных способов развития творческого воображения является сочинение сказок.

В основном дети были заинтересованы в сочинении сказок. Но не сразу удалось пробудить в них это желание. По началу им просто предложили самим самостоятельно сочинить любую сказку и тем самым устроить конкурс творцов. А так как слабоумным никто из них не хотел показаться, они просто-напросто эти сказки пересказали от известных нам писателей, утверждая в собственном сочинении. Тогда мы решили пойти другим путем.

Кратко опишем общую стратегию работы со сказками. Эта стратегия реализуется в рамках нескольких этапов.

Первый – информационный – этап включает краткое знакомство с психологической трактовкой сказочного содержания, набором функций волшебных сказок (по В.Я.Проппу) и основными персонажами, встречающимися в сказках.

Второй – интерпретационный – подразумевает психологический анализ известных сказок.

Третий – сочинительский. Осуществляется первая попытка сконструировать сказку, опираясь на отдельные функции сказок. При этом в группе продолжает отрабатываться умение проводить психологический анализ сказок.

Четвертый – этап драматизации. Сказки разыгрываются и видоизменяются. Осуществляется поиск ресурсов для решения проблем.

Первый этап – информационный. На первом же занятии мы предложили учащимся записать те ассоциации, которые возникли у них в связи со словом «сказка». Это были определения этого понятия, названия конкретных сказок – в общем все, что приходило в голову.

Каждый из учащихся зачитывал свои записи. Обычно определения сказки встречались нечасто, но зато были яркими и неожиданными. Чаще предъявлялся ассоциативный ряд примерно такого плана: «детство», теплота», «бабушка», «радость», «вымысел», «страшно». Во время обсуждения задавался вопрос о том, кому чьи ассоциации показались наиболее интересными и (или) близкими к собственным.

Затем мы предложили выяснить, как же трактуется сказка в науке. Вот несколько определений, взятых из разных источников:

1. «Вымышленный рассказ, небывалая и даже несбыточная повесть, сказание».

2. Повествовательное, обычно народно-поэтическое, произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил» .

3. «Повествовательное произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных фантастических сил» .

4. Произведение, в котором главной чертой является «установка на раскрытие жизненной правды с помощью возвышающего или снижающего реальность условно-поэтического вымысла» .

5. «Краткая поучительная, чаще оптимистическая история, включающая правду и вымысел».

Итак, далеко не полный перечень определенной сказки позволяет увидеть и разнообразие подходов, и почти полностью совпадающие взгляды. Обращает на себя внимании стремление авторов толковых словарей указывать на фольклорное происхождение сказки, но не фиксировать в определении такой вид сказки, как авторская.

Для разбора мы взяли одну из известных сказок «Колобок» («Теремок», «Курочка Ряба»). Возможны разные варианты работы с этой сказкой. В одном случае учитель сам прочитывает сказку (именно прочитывает – важно, чтобы учащиеся восприняли точный текст сказки). В другом - можно попросить детей прочесть сказку по кругу, при этом каждый из них читает небольшой кусочек, а затем передает книжку своему соседу. Мы выбрали второй вариант.

После прочтения сказки учащиеся разбиваются на двойки (или тройки, в зависимости от величины класса) и получают задание извлечь из нее се смыслы, которые только удастся. Чему учит эта сказка? После обсуждения в микрогруппах все найденные смыслы представлялись остальным ребятам. Каждое утверждение фиксировалось нами (мной) на доске. Явно совпадающие с уже зафиксированными смыслы, предлагаемые учащимися, повторно не записывались. Разумеется, в зависимости от состава группы результаты такой работы могут быть очень разными. В качестве иллюстраций можно привести перечень высказываний к сказке «Колобок», полученный в процессе работы.

1. Если хочешь чего-то добиться – не медли. Действуй решительно.

2. Хитростью можно многого добиться.

3. Родители не должны оставлять детей без присмотра.

4. От судьбы не уйдешь (знай свое предназначение: в данном случае – быть съеденным).

5. Не рекламируй себя, лучше прикинься несъедобным.

6. Не хами первым встречным – это попросту опасно.

Разумеется, среди извлеченных смыслов сказки (а думается, это далеко не все) есть вроде бы противоречащие друг другу. Но так и должно быть, поскольку содержание народных сказок многослойно и насыщено символикой.

На последующих занятиях первого этапа учащиеся знакомятся с важнейшими принципами мифологии народных сказок, выделенным В.Я. Проппом:

1. Постоянными действующими элементами волшебных сказок служат функции действующих лиц, независимо от того, кем, как и когда они выполняются.

2. Число функций, присущих действующим лицам волшебной сказки, ограничено. При этом в отдельно взятой сказке они не обязательно могут присутствовать все, но в содержании сказки обязательно вычленяются хотя бы некоторые из них.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Содержание обучения иностранному языку
Содержание обучения иностранным языкам составляет одну из кардинальных проблем методики, так как оно призвано ответить на вопрос "чему учить?". В этой главе будет сделана попытка показать один из подходов к решению этого вопроса, исходя из статуса методики как науки, предметом которой явл ...

Виды грамматических навыков
Методисты выделяют два вида грамматических навыков: рецептивные и продуктивные, исходя из видов речевой деятельности. Под продуктивными грамматическими навыками понимается способность говорящего выбрать модель, адекватную речевой задаче, и оформить ее соответственно нормам данного языка. Под рецепт ...

Комплекс упражнений для формирования экономической культуры старшеклассников
Для формирования экономической культуры старшеклассников необходимо использовать не только тексты экономической направленности, но и упражнения, сопровождающие их. Нами был создан экономический блок уроков, который состоит из 5 уроков. Ознакомление школьников с пословицами изучаемого языка является ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru