Этапы развития личности

Новая педагогика » Развитие личности » Этапы развития личности

Страница 2

Сложный, как это очевидно, процесс развития личности в относительно стабильной среде еще больше усложняется в связи с тем, что она в действительности не является стабильной, и человек на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, далеко не совпадающие по своим социально-психологическим характеристикам.

Принятый в одной группе, где он вполне утвердился и давно уже "свой", он оказывается иной раз отвергнутым в другой, в которую он включается после первой или одновременно с ней. Ему снова и снова приходится утверждать себя в качестве самостоятельной личности. Таким образом завязываются узлы новых противоречий, возникают новые проблемы и трудности.

Помимо этого, сами группы находятся в процессе развития, постоянно меняются, и к изменениям можно приспособиться только при условии активного участия в их воспроизводстве. Поэтому наряду с внутренней динамикой развития личности в пределах относительно стабильной социальной группы (семья, школьный класс, дружная компания и т. д.) надо учитывать объективную динамику развития самих этих групп, их особенности, их нетождественность друг другу. И те, и другие изменения становятся особенно заметными в возрастном развитии личности, к характеристике которого мы переходим.

Из всего вышесказанного складывается следующее понимание процесса развития личности: личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характер развития личности задается уровнем развития группы, в которую она включена и в которой она интегрирована. Можно сказать и так: личность ребенка, подростка, юноши формируется в результате последовательного включения в различающиеся по уровню развития общности, имеющие для него значение на разных возрастных ступенях.

Наиболее благоприятные условия для формирования ценных качеств личности создает группа высокого уровня развития - коллектив. На основе этого предположения может быть сконструирована вторая модель развития личности - на этот раз возрастного. Существуют различные возрастные периодизации. В разное время свои периодизации предлагали Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо и другие.

Периодизация детства по Давыдову:

По ведущему типу деятельности

От 0 до 1 года, 1-3 лет - предметно-манипуляторная;

3-6 лет - игровая;

6-10 лет - учебная;

10-15 лет - общественно-полезная;

15-18 лет - профессиональная.

В современной науке принята следующая периодизация детского возраста:

Младенчество (до 1 года)

Преддошкольный период (1-3)

Дошкольный возраст (3-6)

Младший (3-4)

Средний (4-5)

Старший (5-6)

Младший школьный возраст (6-10)

Средний школьный возраст (10-15)

Старший школьный возраст (15-18)

Основа периодизации - стадии психического и физического развития и условия, в которых протекает воспитание (детсад, школа). Воспитание должно естественно основываться на возрастных особенностях.

Психолого-педагогические доминанты развития дошкольников: развитие речи и мышления, внимания и памяти, эмоционально-волевой сферы, формирование самооценки, первоначальных нравственных представлений.

Психолого-педагогические доминанты младших школьников: изменение социального статуса (дошкольник - школьник). Смена режима жизни и деятельности, новая система взаимоотношений с окружением, адаптация к школе.

Психолого-педагогические доминанты старших школьников: акселерация - разрыв между физическим и социальным созреванием, самоанализ, самосозерцание, самоутверждение. Широта интересов, ориентация на будущее. Гиперкритицизм. Потребность быть понятым, тревожность. Дифференцирование отношений к окружающим, родителям, учителям.

Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом учете возрастных особенностей. Он выдвинул и обосновал принцип природосообразности. Учет возрастных особенностей - один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учитель регламентирует учебный процесс, нагрузку, выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

В данной работе за основу взяты следующие этапы возрастного формирования личности:

ранний детский (“преддошкольный”) возраст (0-3);

дошкольное и школьное детство (4-11);

отрочество (12-15);

юность (16-18).

В раннем детском возрасте развитие личности осуществляется преимущественно в семье и зависит от принятой в ней тактики воспитания, от того, что в ней преобладает - сотрудничество, доброжелательность и взаимопонимание или же нетерпимость, грубость, окрик, наказание. Это будет определяющим.

В результате складывается личность ребенка либо как нежного, заботливого, не боящегося признать свои ошибки или оплошности, открытого, не уклоняющегося от ответственности маленького человека, либо как трусливого, ленивого, жадного, капризного маленького себялюбца. Важность периода раннего детства для формирования личности была отмечена многими психологами, начиная с 3. Фрейда. И в этом они были правы. Однако причины, его определяющие, нередко мистифицировались.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Интегральная характеристика психологии ребёнка младшего школьного возраста
Чтобы понять специфику мотивов в каждом школьном возрасте, надо их соотнести с особенностями этого возраста в целом. Учитель в своей работе всегда принимает во внимание возрастные особенности учащихся, но нередко сталкивается с трудностью определения преемственности школьных возрастов, например, п ...

Взгляды педагогов на игру и игрушки как спутника жизни ребенка
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предмет ...

Учебник истории в работе учителя истории
Беседы с учителями, собственный педагогический опыт, особенно трудности начального этапа работы в средней школе показывают, что в среде учителей существует определённая недооценка возможностей использования учебника как при подготовке к уроку, так и на самом уроке истории, что позволило бы избежат ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru