Определение степени сформированности системы знаний по теме проекта

Страница 2

4. Разработать систему уроков по работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию.

5. Апробировать систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

6. Проанализировать работу по учебному проекту с использованием компьютера в 3 классе, выявить особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Результаты опытно – практической работы дают основания утверждать доказанность выдвинутой нами гипотезы: существуют определённые особенности использования информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания при работе над учебным проектом.

В ходе опытно – практической работы мы пришли к выводу: чтобы планировать работу детей над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, необходимо, чтобы у них были навыки работы с компьютером, с Интернетом, необходимо наличие технической и материальной базы; немаловажную роль играет заинтересованность детей при выполнении самих проектных заданий, наличие навыков исследовательской работы.

В настоящее время уделяется особое внимание проблемам экологического образования детей младшего школьного возраста, это можно объяснить двумя основными причинами: необходимостью рассматривать экологическое воспитание как непрерывный и систематический процесс в течение всего периода школьного обучения и актуальностью формирования элементарной экологической культуры в наиболее благоприятный период эмоционального взаимодействия ребёнка с природой.

В основе формирования экологической культуры лежит понимание значимых зависимостей и связей, существующих в мире природы, взаимодействие живой и неживой природы.

Особое внимание в системе образования уделяется определению наиболее целесообразных форм, методов и средств экологического воспитания в условиях обучения в начальной школе, среди которых важное место отводится роли дидактических и ролевых игр, проблемному обучению, методу проектов.

Под методом проектов подразумевается выполнение учениками под руководством учителя учебного проекта, результатом которого будет решение проблемы. Этот метод является одним из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, метод проектов может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Учитель, решающий вопрос о применении компьютера в начальной школе, должен чувствовать, где и в чём компьютер может быть полезен. Компьютер – хороший инструмент, но он влияет на здоровье ребёнка. Поэтому учитель должен познакомить детей с правилами техники безопасности при работе с компьютером, следить за соблюдением этих правил учащимися и помнить, что ученику начальной школы нельзя работать за компьютером более 15 минут. При правильном использовании компьютера в учебном процессе, он становится эффективным техническим средством, при помощи которого можно значительно разнообразить процесс обучения, обеспечить повышение уровня и улучшение качества образования.

В ходе нашей опытно – практической работы мы выявляли особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий на уроках естествознания.

Мы изучили литературу по теме исследования, проанализировали современные программы по естествознанию, определили уровень сформированности умений учащихся в области владения информационными и коммуникационными технологиями и на основе этого спланировали систему уроков по работе над учебным проектом в соответствии с программой по естествознанию с использованием информационных и коммуникационных технологий, апробировали систему уроков по работе над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий, проанализировали работу по учебному проекту с использованием компьютера в 3 классе, выявили особенности работы над учебным проектом с использованием информационных и коммуникационных технологий.

Таблица 1

«Типология проектов»

Типологический признак

Тип проекта

Краткая характеристика проекта

 

Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, творческая, ролевая, ознакомительно-ориентировочная, прикладная.

Исследовательские проекты

Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ.

 
 

Творческие проекты

Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Оформление результатов проекта требует чётко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, программы праздника, плана сочинения, статьи и так далее.

 
 

Ролевые, игровые проекты

В таких проектах структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения. Результаты намечаются в начале выполнения проекта, либо вырисовываются в самом конце.

 
 

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы.

 
 

Практико-ориентированные (прикладные) проекты

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования). Такой проект требует тщательно продуманной структуры, сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, чётких выводов. Здесь особо важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний); межпредметный проект.

Монопроекты

Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. Выбираются наиболее сложные разделы и темы в ходе серии уроков. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с чётким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам, форма презентации.

 
 

Межпредметные проекты

Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объёмные, продолжительные, общешкольные. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих чётко определённые исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

 

Характер координации проекта: непосредственный (жёсткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Проекты с открытой, явной координацией

В таких проектах координатор проекта выполняет свою собственную функцию, ненавязчиво направляя работу его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его исполнителей.

 
 

Проекты со скрытой координацией (относятся к телекоммуникационным проектам)

В таких проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции. Он выступает как полноправный участник проекта (один из…).

 

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, страны, разных стран мира).

Внутренние или региональные (в пределах одной страны)

Это проекты, организуемые либо внутри одной школы, междисциплинарные, либо между школами, классами внутри региона, одной страны.

 
 

Международные

Участниками таких проектов являются представители разных стран. Для реализации этих проектов требуются средства информационных технологий.

 

Количество участников проекта.

Личностные

Между двумя партнёрами, находящимися в разных школах, регионах, странах.

 
 

Парные

Между парами участников.

 
 

Групповые

Между группами участников.

 

Продолжительность выполнения проекта.

Краткосрочные

Для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы. Такие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках по программе одного предмета или как междисциплинарные.

 
 

Средней продолжительности

Продолжительность от недели до месяца.

 
 

Долгосрочные

Продолжительность от месяца до нескольких месяцев.

 
Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Метод проекта на уроках естествознания в начальной школе
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он возник ещё в 1920-е годы нынешнего столетия в США. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, ...

Механизмы заикания
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающих до конца вс ...

Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признакам ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru