Сущность игровых методик

Страница 1

Развивающая игровая деятельность эффективно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо «очеловечивание» ребенка.

Философы утверждают, что игра - это особая форма детской жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей; в этом плане она есть особое педагогическое творение, хотя творцом ее были не отдельные люди, а общество в целом, а сам процесс возникновения и развития игры был «массовым» процессом, в котором естественноисторическая закономерность «пробивалась» через разнообразную сознательную деятельность отдельных людей.

В теоретической литературе игра рассматривается как:

особое отношение личности к окружающему миру;

особая деятельность ребенка, которая изменяется и развертывается как его субъективная деятельность;

социально заданный ребенку и усвоенный им вид деятельности (или отношение к миру);

деятельность, в ходе которой происходит развитие психики ребенка;

социально-педагогическая форма организации детской жизни, «детского общества».

Прежде всего, игра - продолжение деятельности, посредством которой человек преобразует действительность, изменяет мир. Суть человеческой игры - в способности, отображая, преображать действительность. В игре впервые формируется и проявляется потребность ребенка воздействовать на мир, стать субъектом, «хозяином» своей деятельности.

Сущность игры заключается в том, что в ней важен не результат, а сам процесс, процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Хотя ситуации, проигрываемые ребенком, воображаемые, но чувства, переживаемые им, реальны.

Эта специфическая особенность игры несет большие воспитательные возможности, так как, управляя содержанием игры, включая в сюжет игры определенные роли, педагог может тем самым программировать определенные положительные чувства играющих детей. Во-первых, важен сам опыт переживания положительных чувств для человека,' во-вторых, через переживания только и можно воспитать положительное отношение к деятельности. Игра имеет богатые возможности сформировать положительное отношение и к неигровой деятельности.

С.Л. Рубинштейн подчеркивает, что ребенок, играя ту или иную роль, не просто фиктивно переносится в чужую личность; входя в роль, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и самой личности ребенка в целом.

Игра с ее возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, дает ему возможность говорить с собой на разных языках, по-разному кодируя свое собственное «я».

Для каждого возраста существуют свои игры.

- Для дошкольного и младшего школьного возраста характерны комнатные игры. Для маленького ребенка игра - это жизнь. Для него серьезна любая игра: в ней он живет, растит душу и тело. В игре формируются основы социального поведения, нравственные, эстетические, этические принципы будущей личности. Игра в этом возрасте является основным средством физического, духовного и умственного развития. В игре ребенок осваивает окружающий мир. Для него игра - огромное светлое окно в мир. Уже к трем годам ребенок не просто играет, а ищет, выдумывает сюжеты игр. Он перевоплощается в шофера, доктора, летчика - а это уже ролевая игра. Игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста обязательно должны быть динамичными, непродолжительными по времени. Следует помнить о быстрой утомляемости детей и неустойчивости их внимания и психики. Тихие игры следует чередовать с подвижными. Музыкальное и художественное оформление игры придает ей особый колорит веселья и задора. Непременным условием для организации игровой деятельности детей этого возраста является введение их в сюжетно-ролевые игры. Страсть к подражанию растениям, животным, людям - огромные потенции творческого воображения; повышенная эмоциональность увлекает детей, заставляет разрешать проблемные ситуации.

Подростковый возраст - период уличных игр. Подросток ищет возможность реализовать свои индивидуальные способности и устремления. Использование игровой ситуации, сопереживания, ролевого перевоплощения является важнейшей особенностью воспитательных возможностей детей подросткового возраста.

Психолого-физиологические свойства и качества характера подросткового возраста снижают интерес к сказочным элементам в игре, так увлекающим младших школьников. Подростку, при сохранившейся еще ребячливости, хочется заявить о себе как о взрослом. Поэтому игры-викторины, игры-путешествия, сюжетно-ролевые игры обязательно должны отвечать основному требованию: в игре подросток должен выразить себя. На смену страсти к подражанию в детском возрасте приходит желание перевоплощаться. В этой связи особое место в игре подростков занимают игры-драматизации. Особой популярностью пользуются игры многоступенчатые, переходящие в новые качества. Например, игра в моряков, в полковых музыкантов, в труппу на гастролях и т.п.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в соче­тании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько под­ходов к классификации методов воспи­тания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - ...

Диагностика сформированности семантического компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На контрольном этапе эксперимента эффективность коррекционного воздействия устанавливалась в ходе исследования глагольных, именных, адъективных, наречных предикатов; сопоставительного изучения предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины. Для сопоставления резуль ...

Особенности процесса говорения
Довольно часто используется термин «обучение устной речи», при этом имеется в виду то, что обучаются говорить на иностранном языке. Хотя это весьма очевидно, но приходится заметить, что указанные термины не тождественны. Обучение говорению – лишь часть «обучения устной речи», так как устная форма ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru