Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура » Педагогический и психологический аспект применения знаний о рок-культуре при работе с молодежью

Страница 2

Наконец, через рок-тексты (как отечественные, так и зарубежные) подросток может приобщаться к мировой литературе и философии. Подростки, слушающие какую-либо группу, стремятся познакомиться поближе и с ее текстами (поэтому на сайтах групп помещаются не только сами композиции в формате МР3, но и тексты к ним). Тексты по-настоящему талантливых групп отличаются вниманием к словоупотреблению, иногда повышенной образной и ассоциативной сложностью, особой ритмикой стиха; нередко в них включаются цитаты или аллюзии из произведений классической литературы. Во многом отечественная рок-поэзия сближается с "обычной" современной поэзией, язык и приемы которой достаточно трудны для неподготовленного читателя, выросшего на литературе XIX - начала XX вв. Слушание рок-текстов является своеобразной "тренировкой" для восприятия современной поэзии (не случайно вечера современной поэзии сейчас устраиваются в тех же клубах, что и рок-концерты - например, в "Платформе").

Слушание и чтение (на сайтах) текстов западных рок-групп не только является своеобразным стимулом к изучению иностранных языков, но и помогает познакомиться с тематикой, образностью и приемами современной западной (прежде всего англоязычной) поэзии, также отличающейся от классических, привычных среднему читателю образцов (по традиции, идущей от Р. Фроста и некоторых других классиков англоязычной поэзии XX в., рифма, четкий ритм, определенный размер практически не используются; образы характеризуются сложностью, порой некоторой нелогичностью, активно используется интертекст). Также некоторые группы (особенно арт - и метал-) используют в своих композициях классику английской и американской поэзии (например, У. Блейка).

Итак, как мы убедились, влияние рок-музыки на молодежь характеризуется некоторой амбивалентностью. С одной стороны, слушание рок-музыки помогает подростку легче пережить "переходный возраст", не чувствовать себя одиноким, найти единомышленников, дает ему какие-то жизненные ориентиры (нередко весьма правильные - быть стойким и мужественным, не зависеть от диктата толпы, спокойно относиться к боли и смерти). Кроме того, слушание рок-музыки оказывается полезно в музыкально-педагогическом аспекте и более широком аспекте эстетического воспитания: слушание рок-музыки готовит подростка к восприятию других видов современного искусства.

С другой стороны, в силу неустойчивости психики подростка и ее подверженности различным влияниям извне при отсутствии критического отношения к ним увлечение рок-музыкой может оказаться до некоторой степени опасным. Так, проповедуемые многими панк-группами (Красная Плесень, Сектор Газа) цинизм, моральный релятивизм и осмеяние всех норм обыденной жизни в отрыве от не осознаваемого еще подростками постмодернистского контекста и несерьезного. "карнавального" отношения самих исполнителей к провозглашаемым ими идеям могут пагубно сказаться на социализации подростка. Идеи суицида, ненависти к себе и к окружающему миру, часто встречающиеся в рок-композициях (и подкрепляемые примерами гибели видных деятелей рок-культуры), тоже могут иметь двойной эффект: для одного человека это может послужить своеобразной психотерапией, для другого - прямым руководством к действию.

Задача педагога в этом отношении - уметь ориентироваться самому в рок-культуре, текстах и музыке. Ко взрослому (априори воспринимаемому как враг), который оказывается знаком с музыкой, слушаемой подростками, и проявляет не поверхностные знания, а достаточно глубокую компетентность и заинтересованность в данном вопросе, у подростков может развиться чувство уважения и даже привязанности (так как подростки маркируют "своих-чужих" прежде всего по музыкальным вкусам). Таким образом, знания в области рок-культуры служат еще и для налаживания диалога между поколениями.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи». Обоснование проб ...

Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признакам ...

Общие принципы христианской педагогики
Несколько лет назад на одном из педагогических семинаров зашел разговор об общих принципах христианской педагогики. Это была живая дискуссия, не претендующая на строгость теоретических определений. Но христианская педагогика это не система правил и приемов, а, прежде всего, сам христианский педагог ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru