Рок-музыка и молодёжная культура

Новая педагогика » Рок-музыка и молодёжная культура

Рок-культура - понятие, которое достаточно долго в силу обстоятельств идеологии и внутренней политики государства оставалось в тени и считалось полузапретным - является неотъемлемой частью современной жизни, в том числе жизни современной молодежи и подростков.

Рок-культура - особый вид суб- или контркультуры, где движущей и организующей силой является рок-музыка. Рок-культура - это культура слушателей рок-музыки и потребителей продуктов индустрии, возникшей вокруг этой музыки (от звукозаписей до стиля в одежде и аксессуарах). Рок-культура противопоставляет себя культуре обыденной, позиционирует себя как антиэстетическую (или имеющую свою эстетику - как правило, агрессивную, вызывающую, идущую вразрез с общепринятыми представлениями о гармонии и красоте), деструктивную. Вместе с тем это агрессивное и деструктивное начало рок-культуры оказывается очень созвучно умонастроениям подростков, находящихся в так называемом переходном возрасте и переживающих сложные, подчас болезненные психофизиологические изменения организма.

Вместе с тем, возможно, именно через рок-культуру возможен диалог между поколениями. Среди нынешних взрослых немало тех, кто сам вырос на рок-музыке; причем эта музыка не является для нынешней молодежи чем-то совсем уж неизвестным.

Несмотря на свою популярность, рок-культура в своем музыкологическом и психолого-педагогическом аспекте остается практически не исследованной, хотя попытки исследования феномена рок-культуры (по крайней мере, в отечественной культурологии и социологии) делались еще в 1980-е годы. Рок-культура воспринимается исследователями как феномен социологический, эстетический, как один из зрелищных видов искусств, рассматривается наряду с такими явлениями, как перформанс, инсталляция, хэппенинг и другие проявления авангардизма в современном искусстве. Некоторое предубеждение музыковедов против рока свойственно не только отечественной, но и западной гуманитарной науке: так, в обширной французской монографии, посвященной року, подробно анализируются театральный, зрелищный аспект рока, взаимоотношения рока и "общества потребления", рока и масс-медиа, в то время как собственно музыковедческому анализу отводится всего несколько страниц (с.55-61), и то анализ этот грешит почти брезгливостью, и общий смысл его - что рок не является музыкой в полном смысле слова. Любопытно возникшее в этом отношении у автора статьи сопоставление рок-музыки с первыми ренессансными балетными спектаклями, в которых музыка также была чем-то вспомогательным по отношению к сценическому действию.

Актуальность данной работы объясняется как повышенным вниманием современных психологов и педагогов к рок-культуре (как явлению амбивалентному), а также необходимостью введения в программу музыкальных школ и школ искусств нового современного музыкального материала, интересного для учащихся и полезного в методическом аспекте, так и тем фактом, что в специальной литературе (в том числе музыкально-педагогической) внимание рок-музыке не уделяется вообще или уделяется недостаточно.

Предмет настоящей работы - восприятие рок-музыки современной молодежью в связи с особенностями психологии и самовосприятия этой возрастной категории.

Объект работы - рок-культура как явление прежде всего музыкальное, но с учетом психолого-педагогического аспекта.

Цель настоящей работы - на основе исследования теоретических работ и собранного в ходе общения с носителями рок-культуры фактического материала выяснить роль рок-культуры в социализации и формировании мировосприятия подростков и молодежи.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи:

на основе специальной литературы провести краткий исторический обзор рок-музыки как культурного феномена;

на основе теоретических работ провести анализ особенностей психики подростков и молодежи, связанных с их увлечением рок-музыкой;

дать необходимые рекомендации по поводу возможностей использования рок-музыки в целях музыкального и общего воспитания и образования молодежи и подростков.

Материалом для исследования послужили как теоретические сведения, содержащиеся в немногочисленных монографиях музыковедческого характера, так и работы из области общественных наук (культурологии, социологии, психологии), а также сведения, полученные непосредственно в ходе общения с информантами - носителями молодежной рок-культуры (30 человек от 1969 до 1992 г. р., 18 лиц женского пола и 12 мужского), представителями различных связанных с роком субкультур.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней на основании анализа литературы и фактографической информации даются рекомендации для возможного использования в музыкально-педагогичеких целях ресурсов, заложенных в рок-музыке.

Практическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы как в различных курсах программы детской музыкальной школы (от сольфеджио до специальности), так и в работе психологов.


Прочие статьи:

Обучение устной речи – главный предмет сурдопедагогики
Обучение речи является главным объектом педагогического поиска в Германии со времени начала школьного образования глухих. Под влиянием стремления найти наиболее «правильный» метод для решения трудной задачи адекватного овладения глухим ребенком словесной речью возникали все новые методы на основе ...

Проблема младшего школьного возраста
Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития охватывает период от 6-7 до 9-11 лет. Переход от дошкольного возраста к младшему школьному в литературе редко называют кризисом, а если и называют, то малым кризисом. Это и понятно, так как под кр ...

Информационные технологии в открытых образовательных системах
В последние годы все большее значение в развитии ВУЗов как открытых образовательных систем приобретает использование современных информационных технологий. Для этого необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов, выполняемых в образовательных учреждениях. Если использовать си ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru