Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности

Новая педагогика » Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста » Организация содержательного общения воспитателя с детьми в разных видах деятельности

Страница 1

В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.

Основной формой педагогического процесса в детском саду являются занятия (в данном случае занятия по развитию речи). Здесь конкретизируются и уточняются знания детей, полученные ими практическим путём и которые они получили, действуя с предметами ближайшего окружения.

Но чтобы программные задачи организованного обучения решались более успешно, необходимо весь день пребывания ребёнка в детском саду сделать более содержательным в плане речевого развития. Чем богаче, содержательнее впечатления повседневной жизни, тем большие познавательные возможности имеются для занятий.

Какая же деятельность может обеспечить ознакомление с окружающим и развитие активной речи ребёнка? Прежде всего - совместная деятельность взрослого с ребёнком, в ходе которой налаживается эмоциональный контакт и деловое сотрудничество. Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В процессе совместной деятельности педагог не ставит задач прямого обучения речи, как это делается на занятиях. Постановка проблемных языковых задач здесь носит ситуативный характер. Ребёнок говорит только то, что хочет сказать, а не то, что спланировал педагог. Поэтому организация и планирование совместной деятельности должны быть гибкими.

Педагог должен быть готовым к импровизации, к встречной активности ребёнка. В процессе совместной деятельности у ребёнка постепенно формируется позиция младшего партнёра, ведомого взрослым и постоянно учитывающего инициативу последнего.

Какие формы совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи можно выделить в раннем возрасте?

Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним некоторые особенности детей раннего возраста:

им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными;

внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес;

поведение ситуативно и почти всегда складывается из импульсивных поступков;

детям раннего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость;

преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.

Таким образом, воспитатель должен помнить, что решая задачи развития речи детей раннего возраста, деятельность, которую он организует должна быть:

событийна (связана с каким-либо событием из личного опыта);

ритмична (двигательная и умственная деятельность должны чередоваться);

процессуальная (дети раннего возраста испытывают большую потребность в развитии навыков в бытовых процессах).

Для развития активной речи ребёнка воспитателю необходимо сопровождать действия ребёнка словами и побуждать его к проговариванию.

В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности:

наблюдение и элементарный труд в природе;

сценарии активизирующего общения;

игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения;

слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок;

инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений;

игры на развитие мелкой моторики рук;

дидактические игры и упражнения;

бытовые и игровые ситуации;

элементарное экспериментирование.

Разумеется, что в обычные дни организация совместной деятельности происходит по другому. Чтобы дети не переутомлялись, проводится какая-то одна из форм. Дети находятся в привычной, спокойной обстановке и воспитатель может действовать по ситуации: со всей группой детей, с подгруппой или вообще индивидуально.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Ключевые проблемы финансирования общего образования в Челябинской области
Нормативное финансирование образовательных учреждений Челябинской области осуществляется в соответствии с Законами Челябинской области: - от 24 апреля 2008 года № 264-ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»; - от 22 декабря 2005 года № 438-ЗО «О предоставлении субв ...

Организация и проведение формирующего эксперимента по развитию креативности
Анализ и интерпретация результатов исследования Исходя из гипотезы исследования, в которой предполагается, что развивающая работа, направленная на развитие креативности учащихся начальной школы в ходе учебной деятельности будет более эффективной, если использовать комплекс мероприятий, куда входят: ...

Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого воображения
Задача развития воображения очень сложна, так как осуществить ее можно только в творческой деятельности. По замечанию Л.С. Выготского «Педагогика творчества сама должна быть творческой» . Учитель должен быть сам творческой личностью. Обучение творчеству возможно только в совместные деятельности взр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru