Мышление как психический процесс

Страница 4

Каждая операция выполняет определенную функцию и находится во взаимодействии с другими операциями. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравнения может стать классификация. Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскрытия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Обобщение выступает как соединение существенного и связывание его с классом предметов и явлений. Умозаключение – это выделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения называются посылками, новое суждение – выводом. Для того, чтобы из одного или нескольких суждений был возможен вывод нового суждения, между ними должна существовать логическая связь, которую и отражает умозаключение.

В связи с этим встает задача раскрытия состава мышления, характеристики анализа и синтеза, а так же абстракции и обобщения.

Анализ и синтез – это две стороны, или два аспекта, единого мыслительного процесса. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Анализ по большей части совершается через синтез; анализ какого-нибудь целого всегда обусловлен тем, по каким признакам в нем объединены его части. Правильный анализ любого целого всегда является анализом не только частей, элементов, свойств, но и связи или отношений. Он поэтому ведет не к распаду целого, а к его преобразованию. Это же преобразование целого, новое соотношение выделенных анализом компонентов целого и есть синтез. Так же, как анализ осуществляется через синтез, синтез осуществляется через анализ, охватывающий части, элементы, свойства в их взаимосвязи.

В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Движение анализа происходит в совершающемся по ходу познания выделении и акцентировании новых моментов, в результате чего преобразуется структура подвергающегося анализу целого. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное. Для решения этой задачи анализ расчленяет в чувственном восприятия непосредственно нерасчлененный, итоговый, суммарный эффект различных и иногда по существу, разнородных взаимодействий, вычленяет явления в чистом виде в существенные для него закономерностях, отделяя его от сторонних, привходящих инородных явлениях, которые маскируют собственную природу изучаемого явления и закономерности, его определяющие, – существенные в нем. В этом случае анализ переходит в абстракцию. Таким образом, анализ выступает при переходе к отвлеченному мышлению .

Абстракция – это, по существу, тоже специфическая форма анализа, форма, которую анализ приобретает при переходе к абстрактному мышлению в понятиях. Аналитический характер научной абстракции заключается в том, что она выделяет существенное, отвлекая его от несущественного: она анализирует и членит то диффузное, еще не проанализированное целое, в котором существенное и несущественное еще не расчленены.

Мыслительная деятельность человека представляет собой решение разнообразных мыслительных задач, направленных на раскрытие сущности чего-либо. Мыслительная операция – это один из способов мыслительной деятельности, посредством которого человек решает мыслительные задачи.

Мыслительные операции разнообразны. Это – анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова
Остановимся в данной статье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показала наша практика, вызывает определенные затруднения у учителей. Главными задачами изучения математики в системе являются: - достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ...

Работа воспитателя детского сада по формированию начал патриотизма у старших дошкольников
Воспитанность начал патриотизма у старших дошкольников - это результат систематической и целенаправленной работы воспитателя детского сада, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объёмом знаний о Родине, формирование у них эмоцио ...

Философский и психолого-педагогический аспекты решения проблемы развития творческих способностей учащихся
Среди факторов общественной эволюции необходимо выделить уровень подготовленности подрастающего поколения к самостоятельной жизни, стремление детей к саморазвитию и самовыражению, то есть полноту реализации творческого потенциала каждой отдельно взятой личности. Следовательно, развитие творческих ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru