Общество и родители должны помочь детям и подросткам обрести истинные ценности жизни: социальные, семейные, религиозные. Необходимо открыто говорить о ценностях. Важно, чтобы дети поняли, почему такие ценности, как честность, ответственность, самостоятельность, являются важными при принятии правильных решений в жизни. Если ребёнок научится принимать самостоятельно правильные решения, то в дальнейшем он всегда сможет найти выход в трудных житейских ситуациях. Когда родители чаще хвалят, чем критикуют, то дети начинают чувствовать себя более уверенными при принятии решений.
Антинаркотическое обучение нужно начинать в дошкольном возрасте, так как привычки, выработанные у ребёнка в детстве, в дальнейшем повлияют на принятие решений. Трёх – четырёх летний ребёнок не готов ещё к комплексному обучению, к пониманию сложных фактов о наркотиках, но его можно обучать навыкам принятия решений, разрешения проблем в процессе совместной игры. Эти навыки потребуются ему в дальнейшем при принятии решений об отказе от наркотиков.
Никогда не наказывайте детей в присутствии других, чаще хвалите их, чтобы подкрепить их хорошее поведение. Нужно воспитывать в ребёнке сильную личность, чтобы он накопил опыт собственных побед, а не поражений. С раннего детства родители должны придерживаться такой линии в воспитании, когда ребёнок ощущает опеку и внимание родителей и, в то же время, имеет пространство для независимых действий, зная при этом, что ему доверяют.
В возрасте от 6 до 10 лет к игровой деятельности детей присоединяется учебная. Дети в этом возрасте интересуются, как работает человеческий организм. Поэтому важны беседы с детьми о здоровом образе жизни: почему важно хорошее здоровье и как его сохранить.
Наркотики – вещества, которые могут навредить здоровью, поэтому так значим отказ от них. Очень важно в этом возрасте помочь понять, что не всегда справедливо то, что говорят взрослые, не всегда стоит делать то, что они советуют. Особенно это касается употребления химических веществ, пива, вина. Необходимо беседовать с ребёнком об уловках рекламы, которая старается убедить детей есть сладости, пить напитки с различными химическими добавками, используя героев любимых мультфильмов и книг. Ребёнок должен знать:
а) какая разница между продуктами питания, лекарствами, наркотиками;
б) каким взрослым можно доверять, задавать вопросы, обращаться за помощью в случае необходимости в школе, на улице;
в) почему важно избегать и не трогать неизвестное, не пробовать на вкус;
г) какие продукты полезны и питательны.
Профилактика среди младших школьников должна ориентироваться на положительные примеры для подражания.
В возрасте от 11 до 14 лет детей интересует всё необычное, значимыми становятся друзья. В этом возрасте ребята зачастую принимают решения под влиянием друзей и сверстников. Именно в этом возрасте дети начинают принимать токсические и наркотические вещества, выражаться нецензурно.
В этом возрасте важно обучать ребёнка навыкам отказа – развивать умение говорить «нет», объяснять причину отказа. Необходимо подружиться с родителями друзей своего ребёнка, проводить совместные с ними и детьми прогулки, походы, мероприятия, чтобы сократить свободное время препровождения детей, тем самым исключить риск наркотизации.
Родители и педагоги должны научить детей различать добро и зло, разъяснить, в каких случаях взрослых слушаться можно, а в каких категорически нельзя. Надо оградить ребёнка от подробностей о наркотиках. Говорить им, что наркотики – это плохо, это грех, это то, что ведёт к разрушению личности. Больше ничего ребятам знать не надо. Ребёнку до определённого возраста весь объём информации давать противозаконно. Нельзя давать информацию, для которой он не созрел. Основой профилактики в этом возрасте является проблема преодоления давления группы сверстников.
Прочие статьи:
Критерии оценки работы
Чтобы оценить работу того или иного специалиста необходима четкая система критериев эффективности работы. Выделяют два общепринятых подхода к понятию «эффeктивность paботы». Пeрвый – это cooтношение мeжду дocтигнутыми рeзультатами (эффектами) и зaтратaми, cвязанными с oбеспечением этих peзультатов ...
Эффективность военно-патриотического воспитания и ее критерии
Определение сущности эффективности военно-патриотического воспитания, всестороннее рассмотрение его содержания и структуры имеет важное значение. Решение этой проблемы расширяет границы научного познания самого воспитательного процесса, вооружает практических работников общими методологическими пр ...
Категориальный аппарат педагогики: педагогическое взаимодействие
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействи ...