Читая задачу, дети должны представлять ту жизненную ситуацию, которая отражена в задаче. С этой целью полезно после чтения предлагать им представить себе то, о чем говорится в задаче, и рассказать, как они представили.
2. Поиск решения задачи. После ознакомления с содержанием задачи нужно приступить к поиску ее решения: ученики должны выделить величины, входящие в задачу, данные и искомые числа, установить связи между данными и искомыми и на этой основе выбрать соответствующие арифметические действия.
При введении задач нового вида поиском решения руководит учитель, а затем учащиеся выполняют это самостоятельно.
В том и другом случае используются специальные приемы, которые помогают детям вычленить величины, данные и искомые числа, установить связи между ними. К таким приемам относятся иллюстрация задачи, повторение задачи, разбор и составление плана решения задачи.
Рассмотри каждый из этих приемов.
Иллюстрация задачи – это использование средств наглядности для вычисления величин, входящих в задачу, данных и искомых чисел, а также для установления связей между ними. Иллюстрация может быть предметной или схематичной. Предметная иллюстрация помогает создать яркое представление той жизненной ситуации, которая описывается в задаче. Ею пользуются только при ознакомлении с решением задач нового вида и преимущественно в 1 классе. Для иллюстрации задачи используются либо предметы, либо рисунки предметов, о которых идет речь в задаче: с их помощью иллюстрируется конкретное содержание задачи .
Наряду с предметной иллюстрацией, начиная с 1 класса, используется и схематическая – это краткая запись задачи.
В краткой записи фиксируются в удобообразной форме величины, числа – данные и искомые, а также некоторые слова, показывающие, о чем говорится в задаче: «было», «положили», «стало» и т.п. и слова, означающие отношения: «больше», «меньше», «одинаково» и т.п.
Краткую запись задачи можно выполнять в таблице и без нее, а так же в форме чертежа. При табличной форме требуется выделение и название величины. Расположение числовых данных помогает установлению связей, между величинами: на одной строке записываются соответствующие значения различных величин, а значения одной величины записываются одно под другим. Искомое число обозначается вопросительным знаком. Многие задачи можно иллюстрировать чертежом. Иллюстрирование в виде чертежа целесообразно использовать при решении задач, в которых даны отношения значений величин («больше», «меньше», «столько же»). Одно из чисел данных в задаче (число детей, число метров в материи) изображают отрезком, задав определенный масштаб (без употребления этого слова) и используя данные в задаче соотношения этого числа и других чисел, изображают эти числа (в 2 раза больше, на 4 кг меньше) соответствующим отрезком.
Задачи, связанные с движением, также можно иллюстрировать с помощью чертежа.
Используя иллюстрацию, ученики могут повторить задачу. При повторении лучше, чтобы дети объясняли, что показывает каждое число и что требуется узнать в задаче.
При ознакомлении с задачей нового вида, как правило, используется какая- либо одна иллюстрация, но в отдельных случаях полезно выполнить предметную и схематичную иллюстрацию.
В процессе выполнения иллюстрации некоторые дети находят решение задачи, то есть они уже знают, какие действия надо выполнить, чтобы решить задачу. Однако часть детей может установить связи между данными и искомыми выбрать соответствующее арифметическое действие только с помощью учителя. В этом случае учитель проводит специальную беседу, которая называется разбором задачи.
Прочие статьи:
Цели современного школьного образования
Цели школьного образования условно можно разделить на социальные и педагогические. Социальные цели школьного образования – это ожидаемые изменения в обществе, обусловленные реализацией педагогических целей школьного образования в необходимых масштабах. Любые педагогические цели моделируют желаемые ...
Преимущество проведения двигательных минуток на уроке
1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы после второго урока.
2. В них могут принимать участие все учащиеся, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания.
3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться ...
Взаимовлияние рок-музыки и других музыкальных направлений
Джаз-рок
Яркими представителями джаз-рока были американские группы Blood, Sweat & Tears и Chicago (1967 - 1968). Первый состоял из молодых джазменов, принявших ритмику, песенную традицию и общую эстетику рок-культуры; второй был больше похож на рок-группу, добавившую секцию из трех духовых ин ...