Характеристика выборки и методов исследования

Страница 1

В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения младших школьников, большая роль отводится развитию их математического мышления.

Как показали работы, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, мышление не развивается полноценно без целенаправленного обучения.

В связи с этим нам представляется интересным рассмотреть проблему развития математического мышления у младших школьников.

Экспериментальная работа проводилась в 1 четверти 2008-2009 учебного года в 3 «а» и в 3 «б» классах средней общеобразовательной школы №19 Железнодорожного района г.Красноярска. В исследовании принимали участие 40 человек. Оба класса работают по программе «Школа России».

3 «а» класс – работа происходит с задачами в цифровой форме.

3 «б» класс – при работе с задачами используется метод моделирования и разнообразные наглядные пособия.

3 «а» – контрольная группа (20 человек). 3 «б» – экспериментальная группа (20 человек).

Учащиеся этих классов подходят нам для проведения эксперимента, так как:

• количественный состав учащихся одинаков;

• ученики обоих классов примерно одного возраста;

• в обоих классах учатся и мальчики и девочки;

• выбранные нами учащиеся занимаются в школе по одной программе.

Цель эксперимента – выявить уровень развития математического мышления младших школьников.

Для достижения цели нашего исследования мы использовали следующие методики:

1) методика, разработанная Л.Ф. Тихомировой,

2) решение двух текстовых задач.

Методика, разработанная Л.Ф. Тихомировой

Учащимся было предложено четыре субтеста (на исследование мышления).

Первый субтест был направлен на выявление уровня способности выделять существенное. Учащимся были даны ряды слов, в каждом из которых 5 дается в скобках, а одно – перед ними. Детям нужно было найти два слова из написанных в скобках, которые наиболее существенны для слова, стоящего перед ними:

1. игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания)

2. куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево)

3. чтение (глаза, книга, картина, печать, слово).

На выполнение этого субтеста было отведено 5 минут. За каждый правильный ответ присваивался 1 балл.

Ученики, которые правильно выполняют задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустил ошибки, не умеют выделять существенные и не существенные признаки.

Второй субтест – анаграмма, направлен на выявление наличия или отсутствия у младших школьников теоретического анализа (См. Приложение).

Учащимся предлагаются анаграммы (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв), по данным которых они должны найти исходные слова:

1. упкс

2. вцтеко

3. окамднри

Учащиеся в результате выполнения задания разделяются на две группы:

1 группа – у них отсутствует теоретический анализ (способность мысленно выделять свойства предметов, в данном случае структуру слова);

2 группа – учащиеся быстро находят ответы, обнаружив общее правило.

На выполнение задания отводится 5 минут. За каждый правильный ответ присваивается 1 балл.

Третий субтест – анализ отношений понятий (аналогия). Он состоит из 10 заданий.

В каждом задании даны три слова, первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из пяти слов, предложенных ниже, существуют такие же отношения. Нужно найти это четвертое слово:

1. слагаемое : сумма = множители : ?

(разность, делитель, произведение, умножение, деление);

2. утро : ночь = зима : ?

3. (мороз, день, январь, осень, сани);

4. круг : окружность = шар : ?

5. (пространство, сфера, радиус, диаметр, половина).

На выполнение данного задания учащимся отводится 15 минут. За каждый верный ответ присваивается 1 балл.

Четвертый субтест – классификация. Эта методика также выявляет умение обобщать, строить обобщение на отвлеченном материале (См. Приложение 1).

Учащимся было предложено следующее задание. Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не относится, нужно найти это слово;

1. треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг;

2. сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание;

3. секунда, час, год, вечер, неделя.

На выполнение этого задания было отведено 5 минут. За каждый правильный ответ также присваивался 1 балл.

Таким образом, на выполнение всего теста было отведено 30 минут.

В соответствии с набранными баллами, учащиеся были распределены на 5 групп: высокий уровень развития логического мышления, выше среднего, средний, ниже среднего и низкий.

Каждому из этих уровней соответствует определенное количество баллов:

• высокий уровень – 25-20 баллов;

• уровень выше среднего – 19-14 баллов;

• средний уровень- 13-10 баллов;

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Наркомания и алкоголизм – болезни души
С конца 1980-х годов в России резко упала рождаемость, а с начала 90-х выросла смертность, что было связано, прежде всего, с отменой госмонополии на алкоголь. Две трети смертей в России можно было бы предотвратить, если исключить из жизни общества алкоголь и табак. Миллионы людей во всём мире страд ...

Нравственное воспитание
Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивида ...

Требования к игрушке
Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни? Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного детст ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru