Симптоматика заикания

Страница 1

Отечественные исследователи подходят к изучению заикания с диалектических позиций. Поэтому, выделяя при всем многообразии клинической картины заикания физиологические и психологические моменты, первичными считают расстройства физиологического характера.

На основе физиологических расстройств формируются психологические особенности личности заикающегося, которые усугубляют заикание. Психологические изменения нередко выступают на первый план.

Впервые наиболее полно симптоматика заикания была представлена в работе И. А. Сикорского «Заикание» (1889). Проявления заикания у лиц в разные возрастные периоды изучали М. Е. Хватцев, М. Зееман, Э. Фрешельс, В. А. Гиляровский, Н. П. Тяпугин, С. С. Ляпидевский и многие другие. В настоящее время условно выделяются две группы симптомов, находящихся в тесной взаимосвязи: биологические (физиологические) и социальные (психологические).

К физиологическим симптомам относятся речевые судороги, нарушения ЦНС и физического здоровья, общей и речевой моторики. К психологическим — речевым запинки и другие нарушения экспрессивной речи, феномен фиксированности на дефекте, логофобии, уловки и другие психологические особенности.

Основным внешним симптомом заикания являются судороги в процессе речевого акта. Продолжительность судороги бывает весьма незначительна, и все-таки приступ заикания всегда является в виде резкого перерыва речи, неприятного для внимания и уха слушателя. И.А. Сикорским было выделено 16 форм судорог. Судороги различаются по формеречевые судороги могут быть (тонические, клонические, смешанные), по локализации (дыхательные, голосовые, артикуляционные и смешанные) и по частоте. При тонических судорогах наблюдается короткое толчкообразное или длительное спазматическое сокращение мышц - тонус: «т - ополь». При клонических судорогах наблюдается ритмическое, с менее резко выраженным напряжением повторение одних и тех же судорожных движений мышц – клонус: «то-то-поль».

При смешанных судорогах одновременно встречаются клонические и тонические судороги: «т-то-то-поль». Такими судорогами обычно поражается весь дыхательно-голосо-артикулляционный аппарат, так как его функция управляется целостно работающей Ц.Н.С. и он, следовательно, работает как нерасчленимое целое.

В зависимости от места возникновения, речевые судороги различаются: артикуляционные, голосовые, дыхательные и смешанные.

Судороги дыхательного аппарата

К ним относятся инспираторная (вдох) и экспираторная (выдох) судороги. При дыхательных судорогах (в мышцах брюшного пресса, диафрагмы или грудной клетки) в момент речи воздух задерживается, и человек, как бы замирает с открытым ртом - инспираторная судорога (судорожный вдох иногда со всхлипыванием) внезапный резкий вдох, возникающий на разных этапах речевого высказывания, что приводит к необоснованной паузе. Сила и размер инспираций различны, чаще всего они бывают поверхностны, коротки, иногда мимолетны, едва заметны, но иногда весьма сильны и объемисты. Но как бы разнообразны не были эти инспирации, во всех случаях сохраняется их главный характер – это порывистось.

Наоборот, воздух сильно и сразу выталкивается наружу (внезапное сильное сокращение мускулатуры брюшного пресса) и фраза произносится на недостаточном выдохе - экспираторная судорога (судорожный выдох) внезапный резкий выдох в процессе речевого высказывания. Многократный порывистый вдох и выдох перед началом фразы или слова, нередко с разрывом слова характеризует ритмическую дыхательную судорогу - респираторная судорога. При попытке начять речь появляется видимое замешательство в функции дыхания: короткий поверхностный вдох, (как будто недостает времени для более глубокого вдоха) за окончанием которого наступает выдох, часть воздуха соответственно уходит, а речь не начинается.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсио ...

Особенности словообразования существительных у дошкольников с ЗПР
Процесс развития словообразования у ребенка сложный. Он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения словообразования. У умственно отсталого ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменени ...

Особенности методики проведения учебного занятия
Проблема контроля учебных достижений всегда очень актуальна, особенно по такой дисциплине как «Ревизия и контроль». Где существует граница между теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями учащихся. В системе образования развиваются новые формы обучения, особенно в средствах и тех ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru