Учение как познавательная деятельность

Новая педагогика » Теория обучения » Учение как познавательная деятельность

Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятельности. Любен Николов же предполагает, что процесс деятельности также является средством достижения цели и на этом основании этот процесс не может выделяется в качестве отдельного, самостоятельного структурного компонента. Структура деятельности интересовала многих психологов, таких как: А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Н. Узнадзе, Н.Ф. Талызина. Несомненный интерес представляют рассуждения педагога В.П. Беспалько об “этапах деятельности”, созданный в 1977 году. Эти этапы деятельности следующие:

- ориентировочные действия (Од): выбираются правила и методы деятельности соответственно поставленным целям; осмысливание условий задачи, припоминание и выбор способа действия, инструмента и т.д.;

- исполнительские действия (Ид): преобразуется объект или ситуация и достигается заданный целью результат; это — этап, представляющий собственно выполнение операций, которые обеспечивают решение задачи, осуществление деятельности;

- контрольные действия (Кд): сравнивается результат действия с эталоном и целью;

- аналитический разбор итогов контроля об окончании деятельности (Кор) или о возврате на один из ее этапов — Од или Ид.

Структуру деятельности вообще и учебно-воспитательной деятельности (Дт) в частности символически можно изобразить в виде формулы:

Дт = Од + Ид + Кд + Кор1

Из этой структуры деятельности выделяют этап контрольных действий, без которого никакая учебно-воспитательная (т. е. педагогическая) деятельность немыслима. Контроль в функции обратной связи выступает необходимым компонентом при алгоритмизации обучения. В частности, в программированном, модульном и модульно-рейтинговом обучении контроль включается в каждый шаг обучения. Здесь без контроля обучение в принципе невозможно. Диагностическая функция контроля связана с установлением уровня знаний учащихся, степени успешности овладения ими учебным материалом, а также выявлением причин, которые обусловливают успехи или неудачи учащихся в учебной деятельности.


Прочие статьи:

Противоречия в сфере социализации и воспитания
В условиях модернизации российского общества изучение проблем социализации и воспитания имеет важное значение для уяснения возникающих противоречий, связанных с жизнедеятельностью молодёжи, и для нахождения научно обоснованных путей и методов их разрешения. Причины появления противоречий в сфере с ...

Методическое обеспечение и организация исследования
Характеристика выборки и анализ констатирующего эксперимента Достижение поставленной цели и проверка выдвинутой гипотезы осуществлялась на базе средней школы № 24 г. Темиртау. В качестве исследуемых были выбраны учащиеся начальной школы. В экспериментальную группу (ЭГ) вошли учащиеся общеобразоват ...

Классификация игрушек
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями. 1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных игр ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru