Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Новая педагогика » Теория обучения » Деятельность учителя и учащихся в процессе обучения

Страница 1

Деятельность учителя в процессе обучения. Назначение педагогической деятельности состоит в управлении активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся. Педагог ставит перед учащимся задачу, постепенно ее усложняет, и тем самым обеспечивая поступательное движение мысли ученика по пути познания. Учитель создает все необходимые условия для осуществления целей обучения (продумывает эффективные формы организационные обучения, использует многообразие методов, при помощи которых содержание становится достоянием учащихся. и т. д.).

Управление процессом обучения предполагает прохождение определенных этапов в соответствии с заданной структурой педагогического процесса и самой педагогической деятельности: планирования, организации, регулирования (стимулирования), контроля, оценки и анализа результатов. Этап планирования в деятельности учителя завершается составлением календарно-тематических или поурочных планов в зависимости от того, какие задачи предстоит решать: стратегические, тактические или оперативные. Перед составлением планов преподаватель выполняет работу, которая включает в себя: анализ исходного уровня подготовленности учащихся, их учебных возможностей, продумывание методов, форм работ, расшифровка темы занятия, состояния материальной базы и методического оснащения, определение конкретных образовательных, воспитательных и развивающих задач. Продумывание форм домашних заданий и многое другое.

Организация деятельности учащихся состоит из постановки учебных задач перед учащимися и создании благоприятных условий для их выполнения. При этом используются такие приемы, как инструктаж, распределение функций, предъявление алгоритма и др.

Дидактикой сформированы правила постановки познавательных задач:

-Текст задачи должен содержать полезную информацию, необходимую для развития ума, воображения, творческих процессов

-Необходимо заинтересовать ученика в выполнении задания.

-Необходимо научить учащихся решать поставленную задачу.

-Учитывать уровень подготовки учеников к данной задаче.

Преподавание предполагает регулирование процесса обучения на основе текущего контроля, т.е. получения информации о ходе обучения учащихся и эффективности приемов и методов своей собственной деятельности. Текущий контроль осуществляется педагогом посредством письменных заданий, устных ответов, проверки самостоятельных и домашних работ. Контроль успеваемости учеников необходим для корректировки собственных действий учителя. Завершающим этапом обучения, как и педагогического процесса в целом, является анализ результатов решения педагогической задачи. Педагогическая эффективность состоит из достижения трех основных целей:

1. образовательной

2. воспитательной

3. развивающей

При этом необходимо следить за принципом оптимальности, чтобы не перегружать учеников и учителя.

Деятельность учащихся в процессе обучения. Учение как специфический вид деятельности структурно организовано. Целью учения является приобретение новых знаний, навыков и умений.

Важнейшим компонентом учения являются мотивы, т.е. те побуждения, которыми ученик руководствуется, осуществляя те или иные учебные действия. Процесс обучения происходит, если возникают мотивы, ведущие детей к получению новых знаний. К учению школьника побуждает не один, а ряд мотивов, каждый из которых взаимодействует с другими.

Три группы мотивов:

1) Перспективно-побуждающие мотивы. В основе этих мотивов лежит понимание учениками конкретных навыков и знаний и связь их с персональным будущим (выбор профессии и т.п.).

2) Интеллектуально-побуждающие мотивы. Основой таких мотивов является удовлетворение от познавательной деятельности, стремление расширить кругозор, и т.п.

3) Непосредственно-побуждающие мотивы. Построены на эмоциональных состояниях личности и строятся на эмоциях, положительных либо отрицательных (страхом получить плохую оценку, стремлением заслужить похвалу учителя и родителей, и т.п).

4) Среди интеллектуально-побуждающих мотивов главное место занимает потребность учеников в получении новых знаний, удовлетворение познавательного интереса. Развитие познавательного интереса проходит несколько уровней (ступеней), в соответствии с ними определяются дальнейшие пути развития учебной деятельности.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Преимущество проведения двигательных минуток на уроке
1. Игровые двигательные минутки проводятся по единому расписанию в масштабах всей школы после второго урока. 2. В них могут принимать участие все учащиеся, вне зависимости от какого бы то ни было заболевания. 3. Благодаря игровым двигательным разминкам учащиеся получают возможность расслабиться пси ...

Влияние раннего христианства на воспитание и обучение
Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления, когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два тысячелетия и все еще стоит перед нами, полная жизни, а в некоторых странах более могу ...

Сюжетно-ролевые игры старшего дошкольного возраста
В своей статье "Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников" Короткова Н.А. пишет о том, что у ребёнка старшего дошкольного возраста углубляется интерес к трудовым делам взрослых, к результатам их труда, возникает чувство восхищения самоотверженными поступками людей, желание подражать им. Д ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru