Методы и средства обучения

Новая педагогика » Теория обучения » Методы и средства обучения

Методы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

В дидактике используется понятия прием обучения и правило обучения. Правило обучения — это нормативное предписание относительно того, как оптимальным образом действовать, чтобы осуществить прием деятельности. Правило обучения является прямым руководством к действию в определенной ситуации процесса обучения. Прием обучения — это одна из составляющих метода обучения.

Появление методов обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие.

Методы обучения используются вместе с со средствами обучения. Средства обучения — это источник получения знаний. В педагогике отсутствует четкая классификация средств обучения. В качестве основания для классификации средств обучения можно использовать преобладающую в процессе обучения сенсорную модальность. В таком случае дидактические средства делятся на:

· визуальные (карты, схемы, таблицы и т.п.);

· слуховые (музыкальные инструменты и т.п.);

· аудиовизуальные (демонстрация фильмов и т.п.)

Объективные и субъективные причины влияют на выбор методов образовательной деятельности и дидактических средств. Среди них:

· материально-техническое обеспечение;

· уровень подготовленности учащихся;

· количество учащихся;

· возрастные особенности учащихся;

· уровень мотивации учеников;

· специфические черты различных методик преподавания учебной дисциплины;

· особенности личности преподавателя, квалификация.

Выбор методов обучения осуществляет преподаватель, который учитывает обстоятельства и условия.


Прочие статьи:

Механизм нравственного воспитания
Однако путь этот очень долог, не всегда эффективен и не обеспечивает глубины в освоении морали. Поэтому роль взрослого как «социального проводника» очень важна и ответственна. Задача взрослого - определить, чему, как и когда учить ребенка, чтобы его адаптация к человеческому миру состоялась и про­ ...

Понятие "научная школа" и проблема финансирования науки
Научные школы как социальные образования возникли еще в глубокой древности (Академия Платона, пифагорейская школа и пр.), однако их статус непрерывно менялся. В древности любая научная школа объединяла последователей некоего ученого, которые следовали его идеям, сакрализовали их и позиционировали ...

История развития скульптуры
Скульптура – один из древнейших видов человеческой деятельности. Она идет от тех первобытных времен, когда наши предки выдалбливали сосуды для воды и с наивной непосредственностью, может быть, концом кремня, на черепках, на первых предметах домашней утвари запечатлевали свой нехитрый быт. Каждая н ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru