Методы и средства обучения

Новая педагогика » Теория обучения » Методы и средства обучения

Методы обучения — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности.

В дидактике используется понятия прием обучения и правило обучения. Правило обучения — это нормативное предписание относительно того, как оптимальным образом действовать, чтобы осуществить прием деятельности. Правило обучения является прямым руководством к действию в определенной ситуации процесса обучения. Прием обучения — это одна из составляющих метода обучения.

Появление методов обучения связано со стремлением преподавателей активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. В образовательном процессе в явном виде проявляется три вида активности: мышление, действие и речь. Ещё один в неявном — эмоционально-личностное восприятие информации. В зависимости от типа используемых методов активного обучения на занятии может реализовываться либо один из видов, либо их сочетание. Степень активизации учащихся рассматривается в зависимости от того, какие и сколько из четырёх видов активности обучающихся на занятии проявляется. Например, на лекции используется мышление (в первую очередь память), на практическом занятии — мышление и действие, в дискуссии — мышление, речь и иногда эмоционально-личностное восприятие, в деловой игре — все виды активности, на экскурсии — только эмоционально-личностное восприятие.

Методы обучения используются вместе с со средствами обучения. Средства обучения — это источник получения знаний. В педагогике отсутствует четкая классификация средств обучения. В качестве основания для классификации средств обучения можно использовать преобладающую в процессе обучения сенсорную модальность. В таком случае дидактические средства делятся на:

· визуальные (карты, схемы, таблицы и т.п.);

· слуховые (музыкальные инструменты и т.п.);

· аудиовизуальные (демонстрация фильмов и т.п.)

Объективные и субъективные причины влияют на выбор методов образовательной деятельности и дидактических средств. Среди них:

· материально-техническое обеспечение;

· уровень подготовленности учащихся;

· количество учащихся;

· возрастные особенности учащихся;

· уровень мотивации учеников;

· специфические черты различных методик преподавания учебной дисциплины;

· особенности личности преподавателя, квалификация.

Выбор методов обучения осуществляет преподаватель, который учитывает обстоятельства и условия.


Прочие статьи:

Принцип сознательности и активности на уроках физической культуры в школе
Первенство в распространении принципа сознательности на обучение физическим упражнениям принадлежит П.Ф. Лесгафту. Он считал, что « .школа должна развить в ребёнке не только силы, но главным образом уменье управлять ими, уменье целесообразно применять их к деятельности». Поэтому « прежде всего, не ...

Влияние игры на социальное развитие ребёнка
Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка до школы. Маленький ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в игру сверстников, и они действуют по правилам, которые они с ...

Развитие речи дошкольника в онтогенезе
Если в предыдущем параграфе мы рассматривали функции человека в целом и речи ребенка в частности, то в настоящем параграфе мы рассмотрим поэтапность формирования фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи дошкольника. Дофонемный период (до 1 года). У новорожденных нет речевых п ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru