Детская игра – исторически возникшая ведущая деятельность – определяет развитие ребенка до школы.
Маленький ребенок психологически включен в игру. Он свободно и самостоятельно выбирает игрушку, придумывает тот или иной сюжет, включает в игру сверстников, и они действуют по правилам, которые они сами установили. Игра творит произвольность на доброй воле самого ребенка, игра организует его чувства, его нравственные качества. Преодоление самого себя в условиях игры уже дается ребенку, приносит ему истинное удовлетворение и развивает его как личность.
Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребенка включенности в свои правила; он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой предмет что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или воображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребенок может следовать сознательной цели.
В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить, припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Если ребенок не может или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Целенаправленность, способность к волевым усилиям – необходимое для развития личности качество. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через веревочку, набрасывание лассо, движения с мячом, дают свой позитивный результат. Играя, дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом, следуя определенным правилам. Сколько усилий над собой добровольно совершает ребенок в игре.
Ситуация игры оказывает так же постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. Он должен быть готовым к любой неожиданной ситуации, которую тут же надо правильно решить, он должен уметь правильно действовать с заместителем отсутствующего предмета в соответствии с игровым названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления: на основе оперирования с этим предметом ребенок учится мыслить о реальном предмете. Развитие мышления в том и состоит, что ребенок постепенно перестает действовать с предметом непосредственно в наглядно воспринимаемой ситуации, а научается мыслить о предметах и действовать с ними в игровом плане. Таким образом, игра подготавливает ребенка к мышлению в плане представлений.
В то же время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений по поводу игры ложится в основу особого свойства мышления, позволяющего встать на точку зрения других людей, предвосхитить их возможное поведение и на основе этого строить свое собственное поведение. Речь идет о рефлексивном мышлении. Рефлексия – это способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а так же с действиями, поступками, мотивами других людей. В простой формуле обыденного языка людей это можно сформулировать так: « Я знаю, что ты знаешь, что я знаю» или « Ты знаешь, что я знаю, что ты знаешь». В этих формулировках содержится не шутка, а истинная характеристика человеческой способности понимать возможные мотивы, чувства, состояния и намерения другого человека и учитывать их в своем поведении. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.
Прочие статьи:
Концептуальные положения системы Л.В. Занкова с точки зрения современной
педагогики
Система начального обучения Л.В. Занкова изначально ставила перед собой задачу «высокого общего развития учащихся». Под общим развитием Л.В. Занков понимал развитие всех сторон личности ребёнка: его познавательных процессов («ума»), волевых качеств, управляющих всей деятельностью человека («воли») ...
Краткая биографическая
справка о М. Монтессори
31 августа 1870 года в маленьком итальянском городе Кьярвалле в семье высокопоставленного государственного чиновника Алессандро Монтессори и Ренильде Стопани родилась долгожданная дочь. Ее назвали Марией.
Ее отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего ...
Понятие экономической культуры
Кризисное состояние сегодняшней российской экономики вызывает острую необходимость регулирования этой сферы общественной жизни. Однако, как бы это не казалось неожиданным, но регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государствен ...