Классификация методов обучения

Новая педагогика » Теория обучения » Классификация методов обучения

Сегодня существуют различные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активности учеников, характер учебно-познавательной и деятельности, способ организации взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение и многое другое. До настоящего момента не сформирована единая система упорядочения методов обучения. Наиболее популярными являются такие классификации методов обучения:

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся. Это наиболее ранняя классификация, согласно ей, методы обучения делятся на: активные и пассивные. К активным принадлежат все методы, где учащийся самостоятельно выполняет задание (Работа с дополнительной литературой, лабораторные работы и т.п.). При использовании пассивных методов ученики смотрят и слушают (лекция, экскурсия, наблюдение и т.п.).

Классификация методов обучения по источнику получения знаний. Данный метод исходит из наличия трех таких источников как слова, практика, наглядность. На их основе существуют три класса методов:

1) Словесный метод. В таком случае источником знания является устное или печатное слово. К словесным методам относятся: дискуссия, беседа, лекция, рассказ, работа с учебником.

2) Наглядный метод. Источником знания являются наблюдаемые предметы, наглядные пособия, карты, демонстрационные модели.

3) Практические методы. Знания формируются в процессе выполнения практических задач. К таким методам относятся: лабораторные работы, упражнения.

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учеников при изучении нового материала. Основные классы методов такого обучения:

1) Репродуктивный метод. Преподаватель объясняет материал, а ученики должны его воспроизвести. Преимуществом такого метода является то, что для него не нужно большого промежутка времени и не требуются значительные усилия при повторе материала.

2) Объяснительно — иллюстративный метод. В случаи объяснения с помощью этого метода преподаватель излагает материал с помощью устной лечи, напечатанного материала, наглядных пособий, практических демонстраций.

3) Метод проблемного изложения. Основой метода является умение учеников следовать за объяснением преподавателя и усваивать этапы решения задач. Ученики не выполняют задачи сами, а лишь следят за ходом их решения, но наблюдая усваивают как можно эти задачи решить.

4) Эвристический метод. С помощью него обеспечивается высокий уровень познавательной активности учеников. Суть метода в том, что ученикам дают часть знаний в готовом виде, оставшуюся часть им приходится искать самостоятельно.

5) Исследовательский метод. Организация поисковой и творческой деятельности учащихся в ходе решения возникающих проблем. Главная цель этого метода это активизация мышления учеников, обучение их исследовательским навыкам.


Прочие статьи:

Физиологическое содержание процесса письма
Удержание в памяти информации обеспечивается целостной деятельностью мозга. Как отмечает А.Р. Лурия, «удельный вес каждой из операций письма не остается постоянным на разных стадиях развития двигательного навыка. На первых этапах основное внимание пишущего направлено на звуковой анализ слова, а ин ...

Мышление как психический процесс
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий и затем переходит в мышление. Однако любое, даже наиболее развитое мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, то есть с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой «материал» мыслительная деятельность получает т ...

Воспитание
Воспитание становится относительно автономным в процессе социализации на определенном этапе развития каждого конкретного общества, когда он приобретает такую степень сложности, что возникает необходимость в специальной деятельности по подготовке подрастающих поколений в жизни социуме. Воспитание ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru