Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников

Новая педагогика » Развитие математических представлений у дошкольников » Характеристика этапов развития счетной деятельности у дошкольников

Страница 4

Анализ программных задач по обучению счёту в средней, старшей группах

математический счет обучение дошкольник

Возрастная группа

Содержание программного материала

Характер усложнения программных задач от группы к группе

Средняя группа

Дать детям представление о том, что множество может состоять из разных по качеству предметов (разного цвета, формы, размера); учить сравнивать эти предметы, определяя их равенство или неравенство на основе составления пар (не прибегая к счету). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, одни – красного цвета, а другие – синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных». Учить считать до 5, пользуясь правильными приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое числительное по всем пересчитанным предметам, например: «Один, два, три – всего три кружка». Учить сравнивать две группы предметов, именуемые числами 1-2, 2-2, 2-3, 3-3, 3-4, 4-4, 4-5, 5-5. формировать представление о равенстве (неравенстве) групп предметов на основе счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3». Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей группы один (лишний) предмет. Учить отсчитывать предметы из большего количества: приносить, выкладывать определенное количество предметов по образцу или заданному числу. Учить считать предметы на ощупь, на слух, считать движения. Учить на основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам.

Продолжается работа по формам, цвету, размерам предметов. Обогащается словарь новыми терминами: много, один. Вводится счет до 5, сравнение двух равных и неравных групп предметов. Уравнивать их путем добавления/ удаления предмета.

Продолжается работа по ориентировке в окружающей обстановке, но уже на новом материале.

Вводится счет с помощью различных анализаторов.

Старшая группа

Учить составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материла), устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями; понимать, что множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к одному. Определять большую (меньшую) часть множества или их равенство. Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе). Учить порядковому счету в пределах 10, различать вопросы «Сколько?», «Который?» («Какой?») и правильно отвечать на них. Учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу (в пределах 10). Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь, в счете и воспроизведении заданного количества движений по образцу и названному числу (в пределах 10). Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств, получать равенство из неравенства (неравенство из равенства), добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет («7 меньше 8, если к 7 прибавить один предмет, будет 8, поровну (и наоборот). Продолжать формировать представление о равенстве; учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек всех игрушек по 5). Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения и направления счета (справа налево, слева направо, с любого предмета). Познакомить с количественным составом числа из единиц в пределах 5 на конкретном материале: 5 – это 1, еще 1, еще 1, еще1, еще 1. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги, лента, круг, квадрат и др.) можно разделить на несколько равных частей (на две, на четыре). Учить называть части, сравнивая целое и части, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.

Вводится счет до 10. Знакомят с цифрами от 5 до 10. На основе действий с множествами и измерения с помощью условной меры продолжается формирование представлений о числах до десяти. Образование каждого из новых чисел от 5 до 10 дается по методике, используемой в средней группе. Происходит также знакомство с количественным составом числа из единиц, вводится деление на равные части, сравнивается целое и части.

Усложнение задач проходит постепенно, когда дети усвоили предыдущий материал, затем на основе усвоенного материала, дается часть нового.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Общие принципы христианской педагогики
Несколько лет назад на одном из педагогических семинаров зашел разговор об общих принципах христианской педагогики. Это была живая дискуссия, не претендующая на строгость теоретических определений. Но христианская педагогика это не система правил и приемов, а, прежде всего, сам христианский педагог ...

Возможности использования моделирования в обучении
Моделирование в содержании и построении учебной деятельности В концепции учебной деятельности Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова моделирование включено как учебное действие, которое должно быть сформировано у учащихся. Рассмотрим его содержание в структуре учебной деятельности. Содержанием учебной деятельн ...

Уровни самостоятельной продуктивной деятельности
Исследования педагогов и психологов позволяют выделить условно четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным обр ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru