Виды, факторы, классификация школьной недисциплинированности

Новая педагогика » Проявления недисциплинированности у младших школьников » Виды, факторы, классификация школьной недисциплинированности

Страница 2

С семейными взаимоотношениями связано как возникновение недисциплинированности, так и усиление недисциплинированных процессов, обусловленных другими факторами. Эффект усиления недисциплинированности обычно связан с некорректными реакциями родителей на учебные неудачи, отдельные поступки подростков, замечания учителей и т.д.

На второе место по важности ставится фактор организации учебной деятельности, фактор школы. Причины школьной недисциплинированности различны, как и ее формы. Чаще всего недисциплинированность, связанная с учебной деятельностью, проявляется в нарушениях правил поведения, взаимоотношений в рамках учебных заведений (c педагогами, с одноклассниками и т.д.), а также в серьезных затруднениях при усвоении учебного материала, слабой реализации творческого и интеллектуального потенциала школьников. По мнению Н.М. Иовчука и А.А. Северного, «школьная недисциплинированность представляет собой сложное социально-личностное явление, являющееся результатом нарушенного взаимодействия личности школьника и среды».

К основным причинам школьной недисциплинированности исследователи относят негуманный характер общения в школе, особенности индивидуального стиля учителя, личностные качества педагогов и администрации учебного заведения, отсутствие условий для полноценного личностного развития учеников, негативные установки педагогов по отношению к учащимся, особенности межличностных взаимоотношений в классных коллективах, низкий методический уровень преподавания, низкий уровень общей культуры педагогов и т.д.

Любая из перечисленных причин может привести к появлению недисциплинированнах процессов, одновременно усиливая действие других причин.

Школьная недисциплинированность может проявляться как спонтанно, скачкообразно, в случае действия ярко выраженного недисциплинированного фактора, так и постоянно, выявляясь после длительного латентного периода. Можно выделить следующие формы проявления школьной недисциплинированности у подростков:

ощущение школьником своей личностной несостоятельности, отторжения от коллектива;

изменение мотивационной стороны деятельности, начинают преобладать мотивы избегания;

потеря перспективы, уверенности в себе, нарастают чувства тревожности и социальной апатии;

невыполнение школьником учебных обязанностей;

увеличение количества нарушений дисциплины.

возрастание конфликтов с окружающими;

учебная неуспеваемость подростков.

Особое место в иерархии факторов недисциплинированности занимают свойства самой личности ребенка. Среди многочисленных причин недисциплинированности, относящихся к данному фактору, можно выделить:

недостаток развития интеллектуальной, эмоциональной, мотивационно-личностной сфер личности, нарушение познавательной сферы;

отсутствие системы ценностных ориентиров;

появление внутренних комплексов;

физические и психические переутомления;

период личностных неудач;

неадекватную самооценку;

затянувшийся инфантилизм, нередко переходящий в апатию;

агрессивность социального поведения;

слабое развитие волевых качеств, повышенную конформность в поведении.

Важнейшей причиной недисциплинированности являются особенности характера. Их значение в отечественной науке долгое время преуменьшалось, однако исследования зарубежных психологов, ряда отечественных ученых (С.А. Бадмаева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Е. Личко, С.Л. Рубинштейна и др.) показали, что многие случаи недисциплинированности вызываются именно нарушениями в личностной сфере. Особенности характера (его акцентуации), по мнению С.А. Бадмаева, могут быть предрасполагающими факторами для развития невротических реакций, нервов и т.д., обусловливающими проявления недисциплинированного поведения. Акцентуация сама по себе может не являться причиной недисциплинированности, так как, по сути, является крайним вариантом нормального характера. Однако в психотравмирующих ситуациях она способствует нарушению адаптации и приводит к девиантному характеру поведения подростков. По мнению К. Леонгарда, акцентуации могут приобретать патологический характер, разрушая структуру личности.

Классификация школьной недисциплинированности

Недисциплинированность, как любой процесс, имеющий факторы возникновения и развития, параметры качественного состояния, направленность развития, поддается классификации. Классификационная характеристика необходима для выбора оптимальных путей реадаптации и профилактики недисциплинированности. В настоящее время существует несколько типов классификации недисциплинированности (Беличевой С.А. и др.) по различным критериям. Исходя из обобщения практики, можно рассматривать следующий вариант классификации:

по источнику возникновения;

по характеру проявления;

по области проявления;

по интенсивности;

по охвату.

По источнику возникновения недисциплинированности подразделяют на экзогенную, где причиной недисциплинированности служат преимущественно внешние факторы, факторы социальной среды; эндогенную с преимущественным участием в процессе недисциплинированности внутренних факторов (психогенных заболеваний, индивидуальных особенностей психологического развития и т.д.) и комплексную, причины возникновения которой многофакторны.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика ознакомления детей с новой игрушкой
Появление в группе новой игрушки всегда радостное событие. Методика ознакомления детей с нею определяется, прежде всего, теми задачами, которые хочет решить педагог. Если он ставит задачу привлечь внимание детей к тому или иному предмету, изображённому в игрушке, он показывает её и подчёркивает при ...

Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. С точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, которы ...

Клиническая и психолого-педагогическая характеристики детей с задержкой психического развития
Неуспевающие в школе дети были всегда, есть сейчас и будут в обозримом будущем. Таких детей в школе называли ленивыми, тупыми, примитивными. Только с середины прошлого века так называемую «леность» и «тупость», которые обнаруживаются у ребенка обычно с момента поступления в школу, начинают объяснят ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru