Виды, факторы, классификация школьной недисциплинированности

Новая педагогика » Проявления недисциплинированности у младших школьников » Виды, факторы, классификация школьной недисциплинированности

Страница 3

Эта классификация дополняет классификацию, которая в зависимости от проявления недисциплинированности выделяет патогенную, проявляющуюся в неврозах, истериках, психопатиях, соматических нарушениях и т.д.; психологическую, выражающуюся в акцептуациях характера, фрустрированности, неадекватности самооценки, депривациях и т.д.; психосоциальную, определяющуюся по конфликтности, девиантному поведению, неуспеваемости, нарушениях взаимоотношений; социальную, когда подросток открыто противоречит общепринятым социальным требованиям. Комплексное использование классификаций позволяет составить более полную картину о недисциплинированности, ее первопричинах и проявлениях.

По характеру проявления недисциплинированности разделяют на поведенческую, проявляющуюся в деятельностных ответных реакциях подростков на недисциплионно-обусловливающие факторы, и скрытую, глубинную, внешне не выраженную, но при определенных условиях способную перейти в поведенческую недисциплинированность. Поведенческие реакции школьников, проявляющих недисциплинированность, могут проявляться в конфликтах, правонарушениях, вредных привычках, отказе выполнять распоряжения родителей, педагогов, администрации школы. В наиболее тяжелых формах недисциплинированности возможны уходы из дома, бродяжничество, попытки суицида и т.д.

Поведенческая недисциплинированность легче обнаруживается, что часто облегчает процесс реадаптации. Скрытая недисциплинированность в основном связана с нарушениями во внутриличностной среде, определяется индивидуальными особенностями личности, а также может достигать значительной интенсивности. При переходе в поведенческую недисциплинированность она может проявляться в виде депрессии, аффективных реакций и т.д.

По области проявления недисциплинированность можно подразделить на мировоззренческую, когда основные нарушения происходят в мировоззренческом или социально-идеологическом комплексах личностно-значимых взаимоотношений; недисциплинированность деятельностную, при которой нарушения отношений наблюдаются в процессе участия подростка в той или иной деятельности; недисциплинированность общения, возникающую при нарушении во внутрисоциумном и интимно-личностном комплексах отношений, то есть нарушения возникают в процессе взаимодействия подростка в семье, школе, со сверстниками, педагогами; субъектно-личностную, при которой дезадаптация возникает вследствие неудовлетворенности школьника собой, то есть происходит нарушение отношения к самому себе.

По характеру возникновения недисциплинированность подразделяется на первичную и вторичную. Первичная недисциплинированность является источником вторичной, причем часто другого вида. В случае возникновения конфликта в семье подросток может замкнуться в себе, снизить успеваемость, из-за чего возникает конфликт в школе, компенсируя возникшие психологические проблемы, подросток «раздражается» на младших школьниках, может совершить правонарушение. Поэтому очень важно определить, что послужило первопричиной недисциплинированности, иначе процесс реадаптации будет очень затруднен, если вообще возможен.

По времени протекания недисциплинированность дифференцируется на подвиды, такие как устойчивая, временная, ситуативная. В случае кратковременной недисциплинированности, связанной с какой-либо конфликтной ситуацией и прекращающейся по завершении конфликта, речь будет идти о ситуативной недисциплинированности. Если недисциплинированность периодически проявляется в сходных ситуациях, но еще не приобрела устойчивого характера, такой подвид недисциплинированности относится к временной. Устойчивая недисциплинированность характеризуется регулярным, длительным действием, слабо поддается реадаптации и, как правило, захватывает значительное число комплексов взаимоотношений. Конечно, приведенные классификации довольно условны, в реальной действительности недисциплинированность чаще всего является комплексным образованием, обусловленным различными факторами.

Страницы: 1 2 3 


Прочие статьи:

Дидактическая игра как метод коррекционно-развивающей работы учителя в современной начальной школе
Игра имеет большое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Игра - это “дитя ...

Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова
Остановимся в данной статье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показала наша практика, вызывает определенные затруднения у учителей. Главными задачами изучения математики в системе являются: - достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ум ...

Система христианского воспитания по Августину Блаженному
христианство воспитание образование педагогический Один из крупнейших мыслителей поздней античности, творчество которого отражает формирование присущих средневековью педагогических принципов и зарождение средневековой образовательной системы. Творческое наследие Августина огромно: полное издание ег ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru