Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционального моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда это единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Окружающая среда рассматривается нами как возможность наибольшего развития индивидуальности ребенка, учета его склонностей, интересов, уровня активности.
Из положений работ А.И.Леонтьева, А.В. Запорожец, разрабатывавших тему дошкольного детства, вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада при условии:
- содержательности и эстетической значимости этой среды;
- целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
- активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться. Главное требование к организации предметно-развивающей среды - ее адекватность реализуемой в ДОУ программе, особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности ребенка.
Организуя развивающую предметно-пространственную среду в средней группе ДОУ, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями дошкольников в раннем возрасте 2-3 лет, поскольку здесь имеется ряд важных моментов, на которые педагог обязан обращать внимание. Это так называемые новообразования возраста.
Прежде всего, следует учесть, что ранний возраст — этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет. Характеризуется качественными изменениями в развитии функций коры больших полушарий. В этом временном интервале происходят следующие события индивидуального развития:
— формируются перемещения в пространстве, в частности ходьба, мелкая моторика, за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;
— развивается ситуативно–деловое общение с взрослыми и общение со сверстниками;
— формируются когнитивные процессы;
— происходит овладение пассивной и активной речью;
— становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.
Для психики ребенка этого возраста характерны: высокая зависимость от наглядной ситуации; психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями; выраженный аффективный характер направленности на внешний мир. Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно–манипупятивная деятельностью, в рамках которой происходит овладение культурно фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно–деловым. В этот период происходит особенно интенсивное развитие речи ребенка: на втором году ребенок уже понимает названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует, а на третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.
В дальнейшем формируются: учебная деятельность, трудовая деятельность, в которой отрабатываются сложные по своей структуре навыки; продуктивная деятельность, являющейся существенным фактором развития познавательных процессов; и изобразительная деятельность, в которой происходит соотнесение интеллектуальных и аффективных процессов.
В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности – коммуникативная. Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.
Прочие статьи:
Применение тестов с целью формирования
грамматических навыков
Опираясь на результаты проведенного нами эксперимента и на отзывы учителя об уровне знаний, мы решили проводить контроль знаний учащихся несколько раз за модуль для подкрепления старых знаний и лучшего контроля полученных новых знаний. Проанализировав результаты проведенного эксперимента мы решили ...
Нравственное воспитание
Этика является одной из древнейших и увлекательнейших областей человеческого знания. Термин «этика» происходит от древнегреческого слова «этос» (ethos), означавшего действия и поступки человека, подвластные ему самому, имеющие различные степени совершенства и предполагающие моральный выбор индивид ...
Невербальные средства общения ребенка
К невербальным средствам речи принято относить не только жесты, но и дыхание (речевое), голос и его модуляции, дикцию и артикулирование звуков, их сочетаний, интонаций, которые подразделяются на смысловые, связанные со структурой предложения и эмоциональные; тон, мелодику речи, тембр голоса, темп ...