Формирование представления о цвете как выразительном средстве

Проблема формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов профессионального образования, во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью, до сих пор недостаточно разработана. Требуется создание особых педагогических условий, способствующих формированию представления о цвете как выразительном средстве. Это обстоятельство является важной проблемой в подготовке дизайнеров. Например, большинство учебных заведений, обучающих художественным видам деятельности, не столько развивают цветовосприятие и образное цветовоспроизведение у будущего специалиста, сколько насыщают его подготовку инструментальными и теоретическими навыками, в результате чего получаются хорошие исполнители без творческого потенциала в области цветовосприятия и цветовоспроизведения. Традиционная система подготовки специалистов, как правило, не справляется с задачей личностного развития, раскрытия индивидуальности каждого студента. Исследования многих ученых показали, что наиболее творчески одаренные студенты не всегда становятся более успешными в практической деятельности, поскольку художественная школа, зачастую, не нацелена на развитие творческих способностей обучаемых.

Необходимость разрешения обозначенных противоречий позволила сформулировать основную проблему, состоящую в разработке теории и методики формирования представления о цвете как выразительном средстве студентов в процессе изучения курса «Цветоведение». Проблемы формирования представления о цвете как выразительном средстве по курсу «Цветоведение» исходят из целого ряда факторов, которые следует учитывать при работе с цветом. Рассмотрим важнейшие из них:

Эстетический.

Здесь цвет выступает в качестве главного выразителя красоты и гармонии. Будущему специалисту предстоит эстетизация среды, на нем лежит большая ответственность за формирование цветовых предпочтений и вкусов общества.

Символический.

В данном случае цвет выступает как выразитель определенных свойств, качеств, понятий, идей. Цветовая символика многообразна, в этом понятии переплелись история и культура человечества, она настолько различна в некоторых культурах и социумах, что для ее восприятия требуется большая интеллектуальная подготовленность, чтобы смысл цвета был однозначно определен.

Психологический.

Этот фактор основывается на глубоких знаниях психофизиологического воздействия цвета на человека и является, пожалуй, одним из главных в профессиональной деятельности дизайнера.

Научные исследования убедительно доказали, что организм, находящийся в состоянии «борьбы» или «бегства» нуждается в большей степени в цветах сине-зеленой гаммы, чем красно-желтой. В тоже время, состояния покоя и восстановления приводят к увеличению потребности в «активных» цветах и снижению - «пассивных». Исходя из этого, становится «психофизиологически» понятным ряд «положительных» и «отрицательных» значений цветов.

Физиологический.

Фактор истекает из психофизиологии нашего зрения, основан на пространственных свойствах цвета. Например, в дорожных знаках нельзя применять сочетания цветовых тонов одинаковой светлоты, начинает рябить в глазах.

Оптико-физический.

Оптико-физический фактор основывается на свойствах цвета отражать и поглощать световые лучи.

Из этого следует, что обучение работе с цветом и процесс развития цветовосприятия должны осуществляться комплексно, органично. Таким образом, будущему специалисту предстоит изучить цвет со стороны его многочисленных функциональных особенностей, понять зрительные свойства цвета и освоить визуальную культуру общества, формировать которую ему предстоит.


Прочие статьи:

Значение сенсорной культуры для развития ребенка
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст ...

Анализ передового опыта учителей России по развитию творческого воображения
Задача развития воображения очень сложна, так как осуществить ее можно только в творческой деятельности. По замечанию Л.С. Выготского «Педагогика творчества сама должна быть творческой» . Учитель должен быть сам творческой личностью. Обучение творчеству возможно только в совместные деятельности ...

Генеалогия – наука о родословной
Практика показывает, что люди к 30-40 годам жизни начинают непроизвольно интересоваться своими корнями, но у них до этого то не доходят руки, то нет времени, то нужных источников, да мало ли причин найдётся человеческому бездействию. Изучать историю своего рода они будут с большим интересом, потом ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru