Графические наглядные пособия

Графические наглядные пособия — одни из самых распространенных в преподавании биологии. Объясняется это широким диапазоном их применения в сочетании с хорошей обозримостью, транспортабельностью и относительной простотой изготовления. Все пособия этого типа могут быть разделены на семь групп:

1) таблицы;

2) условные графические наглядные пособия;

3) схематические рисунки;

4) графические пособия на основе карты;

5) графические приемы на классной доске;

6) экспозиции плакатного типа;

Таблицы особенно часто применяются в биологии.

Таблицы — это своеобразный переход от текста к иллюстрации. Они широко представлены в учебниках и часто служат предметом анализа на практических занятиях. Работа с таблицей полезна не только для усвоения какой-либо информации, но и для приобретения навыков анализа цифрового материала или условных соотношений. С помощью таблиц мы должны научить учащихся выявлять те или иные закономерности, разбираться в них, находить главное, выделять это главное из целого ряда фактов. Практически чаще всего приходится иметь дело с таблицами, помещенными в книгах. Разумеется, гораздо лучше, если увеличенная и методически обработанная таблица вывешена для обозрения перед классом или студенческой аудиторией. Кроме того, таблицы используются во время проведения внеучебных мероприятий — докладов, бесед.

Для изготовления демонстрационной таблицы нужные цифры выписывают на большом листе бумаги крупным шрифтом, чтобы они были хорошо видны каждому присутствующему. Таблица должна быть легко обозримой, простой и наглядной, ее нельзя перегружать излишними деталями. Сложные, громоздкие таблицы трудны для обозрения, не могут четко и точно передать основные закономерности. Каждая таблица должна иметь заголовок, выражающий ее основное содержание.

Непременное условие при изготовлении таблиц — показ единиц измерения. Лучше всего, если все приведенные в таблице цифры даны в одних и тех же единицах. Тогда они будут сопоставимы, а основная закономерность хорошо выражена. Если же это невозможно, для показа единиц измерения отводят специальную графу.

Ту часть таблицы и те цифры, которые представляют особый интерес или выражают важные закономерности, следует выделять. Способы выделения цифр могут быть различными: их показывают более крупным шрифтом, обводят кружками или помещают в квадраты, а нужные графы заключают в рамки или выделяют цветом. Все это намного облегчает восприятие и понимание таблиц.

Сейчас все чаще применяют таблицы-рисунки, дающие, главным образом качественную характеристику явлениям.

Приемы работы с таблицей несколько отличаются от приемов работы с другими наглядными пособиями. Это проистекает, прежде всего, из того, что сущность явления, выраженного в таблице, не сразу доходит до слушателя, ученика, поскольку основное его содержание представлено в количественных отношениях. Следовательно, нужно какое-то время для обозрения таблицы, непременного ее пояснения, только в этом случае она будет понятной и принесет пользу.

Методика пояснения зависит от того, есть ли у каждого студента или учащегося такая же таблица в учебнике или они довольствуются одной таблицей, вывешенной перед ними. В первом случае знакомство с таблицей лучше провести в форме беседы.

Вывешенную перед классом таблицу нужно пояснить более обстоятельно. Пояснение может проходить по такому примерному плану:

1) что показано в таблице;

2) основные наименования, позиции, единицы измерения;

3) характерные цифровые показатели;

4) общие выводы на основании цифр и т. п.

В зависимости от сложности содержания таблицы варианты работы с ней могут различаться.


Прочие статьи:

Философия христианского образования Климента Александрийского
Одна из крупных фигур в истории раннехристианского образования. Он разработал философию христианского образования, встроив в уникальный сбалансированный рисунок завершенной теории накопленное к тому времени наследие языческой педагогической мысли. Рожденный в Афинах и обучавшийся в языческой школе ...

Комплексный подход к преодолению заикания
Непостоянство проявлений заикания порождает у специалистов надежду найти средство или способ удержать, закрепить и расширить возможности свободной речи, которые имеются у каждого заикающегося. При изучении существовавших ранее приемов, средств и методов преодоления заикания целесообразно рассматр ...

Подбор игрушек для разных возрастных групп
В младших группах должны быть игрушки, обеспечивающие развитие движений и их совершенствование: крупные мячи для катания, перекатывания, бросания; разнообразные цветные грузовики, каталки, тележки. Сюжетно-образные игрушки (куклы, животные, предметы обихода) по содержанию и оформлению отражают ок ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru