Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

Новая педагогика » Христианская педагогика » Влияние раннего христианства на воспитание и обучение

Страница 1

Христианство, бесспорно, представляет одно из самых величественных явлений в истории человечества. Нами невольно овладевает чувство удивления, когда мы изучаем историю христианской церкви: она насчитывает уже два тысячелетия и все еще стоит перед нами, полная жизни, а в некоторых странах более могущественная чем, чем государственная власть. Вот почему все, что так или иначе способствует лучшему пониманию этого грандиозного явления приобретает громадное практическое значение.

В римском обществе, особенно среди евреев в восточных провинциях, в I в. н.э. возникают раннехристианские общины.

Для христианских общин были характерны забота о духовном благе личности и особое внимание к воспитанию детей и юношества обоего пола. Христиане выдвинули новые взгляды на цели, методы и содержание воспитания.

Воспитание в раннехристианских общинах было ориентировано на Библию. Философские и педагогические воззрения авторов Нового Завета вобрали в себя ветхозаветные и эллинистические взгляды на воспитание, в основе которых лежит любовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.

Для христианского воспитания были характерны приоритет веры над знанием и наукой, связь обучения с нравственным религиозным воспитанием, осознание высокой важности трудового воспитания.

Раннее христианство придавало особое значение семейному воспитанию, продолжив тем самым педагогическую традицию уходившей эпохи.

Идеологи раннего христианства (II – V вв.) (Григорий Назианский, Василий Великий, святой Иероним, Иоанн Златоуст, блаженный Августин и другие) иначе, чем античная мысль, трактовали сущность человека и его воспитание. Если одной из центральных идей античности являлся постулат “Что полезно для человека, то должно быть сделано”, то христианское учение исходило из иного императива: “Что справедливо, то должно быть сделано”. Таким образом, античная мысль ставила в центр земное существование, тогда как христианство - вечные общечеловеческие ценности.

В противовес античному идеалу соревнования и самоутверждения, культу образованности, прекрасного ума и тела отцы христианской церкви проповедовали идеал взаимопомощи и духовной независимости, смирения, аскетизма (“умерщвление плоти”), объявляли, в частности, “греховной мерзостъю” усиленное эстетическое воспитание.

Евангелие дало людям нравственные ориентиры, облеченные в форму заповедей: “не убий”, “не укради”, “возлюби ближнего своего” и другие, которые легли в основу воспитания общин ранних христиан.

Собственно христианское воспитание и образование осуществлялось лишь в замкнутых общинах типа «Новый завет» кумранитов, секты эссенов, ставших принципиально новой воспитательной средой.

Каждый член общины должен был не только передать единоверцам все свое имущество и посвятить им личный свой труд, но и отдать в их распоряжения “все знания”. В обшине практиковались коллективные формы обучения, отводилось особое время, «треть ночи», посвящавшееся совместному изучению священных текстов, прежде всего рукописей Ветхого завета, апокрифических произведений, благодарственных молитв. Коллективные формы обучения сочетались с индивидуальными, такими, например, как «духовное очищение» и «внутреннее покаяние», что считалось пропедевтикой умственной работы и основой успеха в умственном развитии.

Руководители первых христианских общин одновременно являлись и воспитателями, и называли их поэтому «учителями праведности». Основными способами обучения являлись устные и письменные назидания, совместное чтение отрывков из библейских книг, составление и произнесение проповедей, разучивание молитв, псалмов, притч, чтение вслух переводов священных текстов с древнееврейского на арамейский и греческий и т.д. Особое значение в христианских общинах придавалось созданию у их членов внутреннего настроя, эмоциональной приподнятости, мотивации учения как богоугодного дела.

Содержание образования ориентировалось на Библию – собрание канонических сочинений, состоящее из двух частей - Ветхого зав и Нового завета.

В эпоху эллинизма для евреев, живших в диаспоре, т.е. за пределами Иудеи, был составлен перевод Библии на греческий язык семидесятью лучшими толкователями, который получил название «Септуагинта». Это послужило стимулом развития и распространения по всему Средиземноморью христианско-педагогических идей, особенно богато представленных в разделе Библии «Мудрость Иисуса сына Сирахова», написанном в виде поучений.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Задачи и средства религиозного воспитания
Каковы же основные задачи религиозного воспитания? С одной стороны, подрастающему поколению необходимо прививать любовь к православной культуре во всех ее проявлениях, включая богословие, богослужение, иконопись и т.д. Эту задачу должны взять на себя воскресные школы, кружки и иные приходские орга ...

Педагогическая проблема развития представления о цвете как выразительном средстве
В настоящее время изучение цвета в системе профессиональной подготовки развивается в нескольких основных направлениях: цветоведение как научная дисциплина о цвете, которая базируется на целом комплексе наук, изучающих физическую природу цвета, и колористика, изучающая теорию применения цвета на пр ...

Политическая система и политический режим
Понятие политической системы. Значение системного подхода в изучении политики. Структура и функции политической системы общества. Политическая власть, политическая система и политический режим. Понятие политического режима. Типология политических режимов. Понятие тоталитаризма. Предпосылки тоталит ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru