Описание методик экспериментального исследования

Страница 1

Для экспериментального исследования нами была выбрана методика исследования пространственных представлений дошкольников Семаго Н.Я., Семаго М.М., структурированная нами в 2 блока:

Описание методики:

Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

а)Ребенку предлагается оценить, что находится у него на лице и каково взаиморасположение отдельных его частей (сначала по вертикальной оси, а затем в горизонтальной плоскости).

Инструкция: Закрой глаза и скажи, что у тебя находится над глазами, под/над носом, надо лбом, под зубами и т.п. А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха.

Всего 10 вопросов, за каждую правильно показанную часть тела начислялся 1 балл.

1-3 балла-низкий уровень, 4-6 баллов-средний, 7-10 баллов-высокий уровень понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.

б) Ребенку предлагается рассмотреть картинку (Приложение 3).

Инструкция: у нас есть бочонок и ящик. Покажи, где ящик под бочонком? (Всего 6 картинок).

1-2 балла-низкий уровень, 3-4 балла-средний, 5-6 баллов-высокий уровень понимания и пространственных представлений на уровне внешних предметов.

Второй блок. Употребление в речи словесного обозначения пространственных понятий.

Ребенку показывается коробочка с лежащим на ней карандашом/ручкой. Эти предметы называются.

Инструкция. Вот видишь, карандаш находится НА коробке. А как сказать (для детей 6–7 лет можно употребить слово «объяснить»), если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается НАД коробкой)? А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается ПОД коробкой)? А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается между ребенком и коробкой)?А как сказать, если мы расположим эти предметы вот так (карандаш помещается справа или слева от коробки)? Точно так же анализируется и другое положение карандаша, когда он находится ЗА коробкой (по отношению к ребенку).

В этом случае самое главное — не использовать понятий, подсказывающих ребенку правильный ответ.

Ответ ребенка регистрируется в таблице знаками +(1 балл).

Оценивается правильное владение предлогами и понятиями на, над, под ( снизу), перед, за, справа от…, слева от…, между (8 заданий)

1-2 балла-низкий уровень, 3-5 балла-средний, 6-8 баллов-высокий уровень владения пространственными представлениями на уровне вербализации (употребления в речи).

Результаты экспериментального исследования.

Первый блок: Исследование пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

а) По данному заданию нами были получены следующие результаты:

Высокий уровень-2 человека.

Средний уровень-7 человек.

Низкий уровень-1 человек.

По результатам исследования уровня понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела, можно сказать, что дошкольники с ОНР по уровню усвоенности находятся в пределах возрастной нормы. Они знают название и расположение частей тела. При ответах на вопросы наблюдались задержки, «пробные» движения. Два человека показали высокий уровень. Однако 1 ребенок показал низкий уровень усвоенности пространственных представлений о своем теле, что говорит о необходимости коррекционной работы с данным ребенком в этом направлении.

Диаграмма 1. Результаты исследования уровня понимания и практического использования пространственных представлений на уровне собственного тела.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Использование инструментального средства Maple
Maple представляет собой комплексную компьютерную систему с расширенными возможностями в области математики. Она включает в себя программные средства для интерактивной алгебры, математического анализа, дискретной математики, графики, численных расчетов, и многих других областей математики. Она так ...

Методы нравственного воспитания
Как известно, средство становится эффективным в соче­тании с адекватными методами и приемами воспитания. В педагогике существует несколько под­ходов к классификации методов воспи­тания (Ю. К. Бабанский, Б. Т. Лихачев, И. П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В. Г. Нечаева, В. И. Логинова - ...

Анализ УМК 10-11 классов «Deutsch.Kontakte» авторов Г.И. Ворониной и И.В. Карелиной
Важным критерием для развития экономической культуры является качество учебного пособия, на котором базируется весь процесс обучения, то, насколько учебное пособие направлено на формирование у учащихся экономической культуры, и какими средствами для этого оно располагает. Исходя из этого, задачей ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru