Образовательные учреждения - это совокупность элементов, оказывающих жизненно значимое влияние на детей в процессе образования. Факторы образовательной среды значимы для сохранения здоровья, если они оптимально гуманны. Среди данных факторов, Г.Л. Апанасенко выделяет следующие:
организация процесса воспитания и образования (длительность занятий и перерыв);
методы и формы обучения, мотивирующие познавательную активность;
психологический фон занятии (доброжелательность, мудрость педагога);
санитарно-гигиенические условия (проветривание помещения, температурное соответствие, чистота и т.д.);
двигательный режим детей (с учётом их возрастной динамики);
рациональное питание (меню и режим питания);
медицинское обеспечение и оздоровительные процедуры.
Отличительными чертами педагогики оздоровления являются:
1. Представление о здоровом ребёнке, который является не только идеальным эталоном, но и практически достижимой нормой детского развития.
2. Здоровый ребёнок рассматривается в качестве целостного телесно-духовного организма.
3. Оздоровление трактуется не как совокупность лечебно-профилактических мер, а как форма развития, расширения психофизиологических возможностей ребёнка.
4. Ключевым системообразующим средством оздоровительно-развивающей работы с детьми является индивидуально-дифференцированный подход.
Основываясь на принципы педагогической валеологии, здоровье ребёнка можно считать достигнутой нормой, если он: в физическом плане - умеет преодолевать усталость, здоровье позволяет действовать в оптимальном режиме; в интеллектуальном плане - проявляет хорошие умственные способности, любознательность, воображение, самообучаемость; в нравственном плане - честен, самокритичен, эмпатичен; в социальном плане - коммуникабелен, понимает юмор, сам умеет шутить; в эмоциональном плане - уравновешен, способен удивляться и восхищаться.
Уровень здоровья представляет собой совокупность демографических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических и нервно-психических сочленов общества. Он формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, наследственность, раса, тип нервной системы) факторов.
Здоровье детей во многом детерминировано социально-экономическими условиями. По мнению Г.С. Никифорова, В.А. Ананьева, И.Н. Гурвича, здоровье человека более чем на 50% зависит от окружающей среды и на 15 - 25% - от наследственности и системы здравоохранения. Применительно к детям обусловленность здоровья социальными условиями становится еще больше. Ведущими формирующими факторами применительно к детям оказывается - режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.
Здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
По данным Ю.П. Лисицина здоровый образ жизни занимает около 50-55% удельного веса всех факторов, обуславливающих здоровье населения.
Здоровый образ жизни - активная деятельность людей направленная на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни относят к социально-биологическим факторам, компонентами, которого служит триада показателей, уровень, качество и стиль жизни.
Забота о собственном здоровье, поддержание работоспособности, закаливание, рациональное питание, отсутствие вредных привычек (не курить, не употреблять алкоголь), умение быть коммуникабельным, полезным близким, товарищам, обществу - это все в комплексе складывается в образ жизни человека. Образ жизни и охрана здоровья населения - взаимосвязанные стороны жизнедеятельности людей. Эта объективная взаимосвязь реализуется через понятие здорового образа жизни (ЗОЖ).
Прочие статьи:
Анализ литературы по проблеме
развития представления о цвете
Исходя из поставленной проблематики, рассмотрение вопроса формирования представления о цвете как выразительном средстве у будущих дизайнеров должно опираться на методологические исследования в данной области. Необходимость формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов, ...
Роль тестов в формировании грамматических навыков
Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Формирование навыков ...
Психолого-педагогические особенности развития детей
Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически "дошкольными" способами их удовлетв ...