Индивидуальность - интегральное целое, имеющее разные уровни проявления: организмический (природный) уровень, собственно психологический и социальный. Каждый может быть теоретически разделен на подуровни, но надо помнить, что эмпирия живой индивидуальности всегда есть целое, неделимое и не может быть полностью объяснена с позиции какого-либо отдельного уровня.
Поскольку каждый человек соприкасается с окружающим миром и другими людьми всей своей сложнейшей иерархически устроенной целостной индивидуальностью с бесконечным количеством свойств и особенностей, от химических до мировоззренческих, необходимо выделение тех особенностей, которые наиболее важны для общения ребенка с музыкой и музыкантами, для обучения музыке.
Организмический (природный) уровень интегральной индивидуальности музыкального сознания личности.
В обращении к научным данным о природных предпосылках индивидуально-типологических особенностей музыкантов или музыкально-одаренных детей музыкальная психология и педагогика апеллируют чаще всего к учению И.П. Павлова о специально-человеческих типах: «художниках» и «мыслителях», связывая эти типы, в первую очередь, с выраженной активностью первой или второй сигнальной систем и, следовательно, непроизвольной или произвольной (опосредованной) регуляцией деятельности. И хотя к музыкальной деятельности мы по определению отнесли бы тип «художника», а значит, и к музыкально-одаренным учащимся чаще относим ярко выраженных представителей, опирающихся в психической и музыкальной деятельности на первую сигнальную систему - непосредственно образное прочтение реальности, - не все так однозначно. Успешными или неуспешными учениками могут быть как «художники», так и «мыслители», но учителю музыки важно понимать, что познавательные стратегии их учеников могут быть различны именно в своем базисе: активности сигнальных систем и способа регуляции музыкально-познавательной деятельности.
Очевидно, что для понимания индивидуальных особенностей музыканта - от учащегося до Мастера - недостаточно применения только этого инструмента (чего и не предполагал сам И.П. Павлов). Исследованию «художественного типа» индивидуальности посвящены многие труды ученых лаборатории, основанной Б.М. Тепловым, которые изучали индивидуальные особенности учащихся-музыкантов по параметрам трех противоположных пар свойств нервной системы: сила-слабость; инертность-лабильность; активированность-инактивированность. Исследователями установлена зависимость успешности музыкального обучения от выраженности свойств силы, активированное и лабильности нервной системы (в частности, уровень развития музыкальной памяти). В то же время существуют экспериментальные данные о связи более высокой музыкальности, но оценке педагогов-экспертов, со слабостью нервной системы (данные были получены на базе Московского хорового училища им. Свешникова). Расхождения по фактору силы-слабости нервной системы, по-видимому, отражают качественно-различные проявления Музыкальной личности: так, сила как свойство нервной системы способствует успешности в публичной музыкальной деятельности, сдаче экзаменов по музыкальным дисциплинам, в то время как во внеэкзаменационной обстановке, в творческой работе по интерпретации произведений преимущество на стороне слабой нервной системы.
Прочие статьи:
Сущность игровых методик
Развивающая игровая деятельность эффективно используется в воспитании подрастающего поколения на протяжении всей истории педагогики, что позволяет детям познать себя и окружающий их мир, органично войти в него. Игра сопровождает все этапы становления личности. Без игры немыслимо «очеловечивание» р ...
Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон
— автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему у ...
Разработка плана занятия на основе
технологического подхода
План проведения занятия по дисциплине «Ревизия и аудит»
Тема: Основные приемы и этапы проведения проверки предприятия
Группа: Бк-32
Дата: « » 20 г.
Тип занятия: комбинированный
Вид занятия: лекция
Цель: обучающая – ознакомление учащихся с приемами документального и фактического контроля, при ...